Как дошкольники используют планшеты? Безопасность и польза гаджетов. Планшет может быть полезным, если установить правильные приложения

Дети дошкольного возраста разбираются в том, как пользоваться планшетами, проще и быстрее взрослых. Многим родителям знакома картина, как их дети пытаются «пролистать» журнал или книгу, и остаются в полной растерянности, что это «приложение» не работает. Именно дети, пытающиеся пролистать телевизор или книгу, показывают, насколько быстро меняется наш мир с точки зрения цифровой грамотности. Ощущение того, что современные дети развиваются намного быстрее предыдущих поколений, помогает объяснить, почему родители покупают им планшеты и смартфоны, хотя многие даже не задумываются об их преимуществах и рисках.

Использование планшетов маленькими детьми

Собранные в Великобритании данные показывают, что 25 % детей в возрасте до двух лет в настоящее время имеют собственные планшеты. В 3-5-летнем возрасте таких детей уже 36 %, и они используют планшеты в течение часа каждый день. Конечно, для России эти цифры могут отличаться, но понять тенденцию можно. Во многих семьях планшеты становятся наиболее популярными цифровыми устройствами, вытесняя ПК и даже ноутбуки. И это неудивительно, ведь дети дошкольного возраста, которые не умеют читать и писать, едва ли смогут разобраться с клавиатурой, мышью и экраном.

Как дошкольники используют планшеты? Безопасность и польза гаджетов. Планшет может быть полезным, если установить правильные приложения

Цифровые дошкольное воспитание

Что еще более удивительно, так это цифровые навыки, которые приобретают дошкольники (согласно тем же данным из Великобритании). Прежде всего, стоит отметить, что они основаны на онлайн-опросе 2000 родителей детей в возрасте от 0 до 5 лет, который финансировался Советом по экономическим и социальным исследованиям(ESRC) и проводился профессорами Джеки Маршем и Лидией Плоуман, а также CBeebies и другими.

Среди прочих вопросов, они спросили родителей, какой из видов деятельности их дети могли выполнять на планшете без посторонней помощи (другие варианты включали «нужна некоторая помощь» и «не могут делать/ не знают»). Оказалось, многим детям не составляет труда:

  • самостоятельно «перелистывать» ленту, страницы сайтов и т. д.;
  • изменять размер страницы с помощью пальцев;
  • открывать и закрывать приложения и даже скачивать новые;
  • рисовать;
  • делать фото;
  • использовать игровые приложения;
  • использовать обучающие приложения;
  • увеличивать или уменьшать размер объектов на странице;
  • показывать своим братьям и сестрам, как использовать планшет;
  • использовать приложения для видео;
  • записывать видео;
  • искать новые приложения в плеймаркете;
  • использовать приложения для чтения.

Потребность в новом наборе навыков

Эти ответы иллюстрируют новый набор цифровых навыков и практик, которыми должен овладеть современный ребенок. Ему нужно уметь не только открывать и закрывать приложения, но также «перелистывать», перетаскивать, находить и создавать контент по своему желанию. Зная, сколько времени требуется детям, чтобы научиться читать книги, держать карандаш или написать свое имя, эта вновь обретенная способность управлять контентом задолго до пятилетнего возраста наводит на мысль о поразительных изменениях в компетенции детей, таким образом подчеркивая, что грамотность (то, насколько хорошо человек может взаимодействовать со значимыми текстами) в значительной степени зависит от технологий и текстуальности (насколько применимы технологии и насколько разборчивы или понятны тексты).

Как дошкольники используют планшеты? Безопасность и польза гаджетов. Планшет может быть полезным, если установить правильные приложения

Безопасно ли для ребенка быть знакомым с цифровыми технологиями?

Но даже когда взрослые восхищаются новыми навыками маленьких детей, они также беспокоятся о последствиях. Родители часто задаются вопросом о том, нужны ли эти умения детям в дошкольном возрасте. К сожалению или к счастью, ни один социолог не может провести «идеальный эксперимент», чтобы это выяснить, ведь для этого придется случайным образом выбрать две группы детей: первую изолировать от цифровых технологий, а второй позволить использовать гаджеты. Это позволило бы увидеть, как все дети будут развиваться. Но даже без такого эксперимента у специалистов есть частичное понимание как положительных, так и отрицательных последствий использования планшета в раннем возрасте.

Известно, что Американская академия педиатрии ранее рекомендовала полностью запретить гаджеты для детей младше двух лет, а также установить двухчасовой лимит для детей старшего возраста. Но затем ее сотрудники начали исследование, чтобы пересмотреть эти рекомендации, основываясь на недавних доказательствах (а также явном на прагматизме), согласно которым, полный запрет на гаджеты – это не выход из положения, поскольку важно понимать, для чего именно дети используют планшеты.

Упомянутый выше отчет об использовании планшетов детьми дает мало понимания о том, для чего они им нужны. Но благодаря ему становится очевидно, что маленькие дети чаще всего взаимодействуют с гаджетами с помощью родителей или других членов семьи, что, по-видимому, является частью живого общения, которое, по мнению психологов, необходимо всем детям.

Почему родители запрещают детям использовать планшеты?

Хотя авторы отчета не берутся делать выводы о том, стоит позволить или запретить ребенку использовать планшет, читатели могут сформировать об этом собственное мнение. Но благодаря ему можно понять, в чем больше всего сомневаются родители, когда речь идет об использовании гаджетов их детьми. Более четверти опрошенных родителей говорят, что они могут отказать ребенку в использовании планшетов, если сомневаются в качестве контента, когда дети проводят перед экранами слишком много времени, и когда не могут разобраться, подходит ли определенное приложение для их ребенка.

Как дошкольники используют планшеты? Безопасность и польза гаджетов. Планшет может быть полезным, если установить правильные приложения

Какие приложения стоит выбирать для дошкольника?

  • Приложения, которые задействуют критическое мышления и подталкивают ребенка к решению проблем.
  • Приложения, которые заставляют ребенка задавать вопросы родителям и другим взрослым.
  • Приложения, которые подталкивают ребенка к оффлайн-играм.
  • Приложения с открытым финалом, которые стимулируют детей экспериментировать и фокусироваться на процессе, а не на результате, поскольку они развивают креативность.
  • Приложения, которые заставляют ребенка исследовать его ресурсы и экспериментировать с ними.
  • Приложения, которые в игровой и креативной форме стимулируют физическую активность, к примеру, когда онлайн-задания необходимо выполнять в оффлайн-режиме.

А как вы считаете, нужны ли дошкольникам планшеты? А может, у вас есть любимое приложение для детей? Поделитесь своим мнением по данному вопросу.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.