Если сравнивать устройство автомобиля с человеком, то мотор принято считать его сердцем, а вот систему охлаждения можно смело назвать железами внутренней секреции. Следить за тем, чтобы в машине была исправной система охлаждения двигателя очень важно, ведь от этого зависит, насколько будет безопасным передвижение на таком транспортном средстве. Своевременная диагностика или замена необходимых элементов системы – залог качественной и исправной работы двигателя.
Радиатор автомобиля предназначен для улучшения отвода тепла от двигателя. Установлен он, как правило, спереди автомобиля для более эффективного охлаждения набегающим потоком воздуха.
Радиатор оснащен верхним и нижним бачком, соединительными трубками, гофрированным материалом. Трубки изготовлены из алюминия, реже меди. Гофрированная лента служит дополнительным элементом для лучшей теплоотдачи. На верхнем бачке радиатора предусмотрена заливная горловина с крышкой. В конструкции радиаторов современных автомобилей редко предусмотрена заливная горловина, дополнительно ее функции выполняет расширительный бачок.
Радиатор – это теплообменник. Поэтому для его нормальной работы необходимо соблюдать ряд определенных требований. Прежде всего, систему охлаждения нельзя перегревать. Для этого в систему необходимо заливать охлаждающую жидкость хорошего качества. Желательно рекомендованную заводом-изготовителем конкретной марки авто. При эксплуатации система охлаждения засоряется, радиатор — не исключение. Эффективным решением проблемы может быть промывка радиатора и системы в целом.
Самый простой метод промывки известен многим. Для выполнения этой операции потребуется большое количество воды. Для начала нужно убедиться, что двигатель полностью остыл. Воду заливают через заливное отверстие. Все сливные краны должны быть закрыты. После заполнения системы водой, можно завести двигатель, дав ему поработать 15 минут. Сливают воду с соблюдением мер безопасности. Эту операцию выполняют до тех пор, пока при сливе не будет вытекать более чистая вода. При выполнении этого комплекса работ не помешает элементарное проявление осторожности. Даже при непродолжительной работе охлаждающая жидкость в двигателе нагревается. Поэтому, ни в коем случае нельзя сливать воду сразу после остановки мотора. Обязательно нужно дать ему остыть.
Промывка радиатора более эффективна при использовании промывочного состава. Например, в воду можно добавлять каустическую соду. Важно не переусердствовать. Так как оставшаяся в радиаторе сода со временем может вызвать в нем коррозионные повреждения. Кроме этого, кристаллизуясь, она может заблокировать проходное сечение трубок радиатора. В этом случае часть секций радиатора перестает функционировать. Это чревато перегревом двигателя с плачевными последствиями. После промывки содой необходимо обильно промыть систему водой.
Помимо «народных средств» существует масса присадок для чистки системы. Промывка радиатора этими средствами более эффективна. В большинстве случаев, присадка добавляется в рабочую охлаждающую жидкость. Таким образом, система проходит очистку при обычных режимах эксплуатации автомобиля.
Выше была описана промывка системы охлаждения изнутри. Но, стоит заметить, что радиатор требует и наружной очистки. Чистка радиатора автомобиля снаружи производится путем удаления посторонних частиц и пыли из полости гофрированных лент. Если радиатор будет забит, значительно ухудшится его теплоотдача, и как следствие, мотор будет перегреваться.
И все-таки, наиболее действенный метод промывки происходит после снятия радиатора. При этом можно промыть его наружную часть давлением воды. Но важно не переусердствовать, во избежание поломки соединительных трубок. Внутреннюю полость радиатора также очень удобно промывать после снятия.
Промывка радиатора благоприятно влияет на работоспособность системы охлаждения. Осуществить эту процедуру можно как с применением специальных присадок, так и обычной воды. Чаще следите за температурой и уровнем охлаждающей жидкости. Одно это позволит избежать нарушений в работе охлаждающей системы.