жизненный цикл товара

Успешное производство и сбыт товаров зависит от многих факторов, начиная стоимостью сырья и заканчивая качеством рекламы. Для того чтобы продвигать товар на рынке и получать от этого максимальную прибыль, необходимо знать, что такое жизненный цикл товара и как им управлять.

Для начала хотелось бы определить, что такое товар. Экономисты характеризуют его как абсолютно любую вещь, участвующую в, своего рода, обмене на иные вещи, в том числе денежные средства.

Жизненный цикл товара – это отрезок времени, за который товар проходит определенное количество стадий, от разработки, появления на рынке, до полного ухода с него. Стоит отметить, что в некоторых случаях, попав на рынок, товар не продается, и его перестают выпускать. В такой ситуации жизненный цикл товара равен нулю.

Существуют определенные критерии, по которым определяют, на какой стадии в данный момент находится товар:

  • прибыль;
  • товарооборот;
  • цена;
  • издержки;
  • товарные запасы.

Исходя из наличия и величины каждого показателя, выделяют 4 этапа жизненного цикла товара. В разных источниках они могут иметь разные названия, но, по сути, ничем не отличаются.

  • Внедрение. Покупатели оценивают качество нового товара, цену и т.д. Как правило, объемы продаж небольшие и растут достаточно медленно. Этому периоду характерна некоторая убыточность, так как затраты превышают прибыль.
  • Рост. Потребители активно покупают товар. Прибыль начинает заметно расти.
  • Зрелость. Самый стабильный период. Темпы рота объемов продаж замедляются. Товар завоевал свое место на рынке и постоянных покупателей. Прибыль, как правило, стабильно высокая. В это период особенно опасно появление конкурентных товаров.
  • Спад. Уменьшается прибыль и объемы продаж. Без каких-либо экстренных мер (реклама, изменение упаковки, скидки и т.д.) товар вскоре придется изъять из обращения.
  • Концепция жизненного цикла товара сформирована в 1965 году известным экономистом из Америки Теодором Левитом. Им впервые были четко описаны причины, по которым любому товару приходится уходить с рынка:

  • Благодаря развитию науки, новым веяниям моды товар теряет актуальность и на смену приходит более новый, усовершенствованный.
  • Жизненный цикл товара делится на несколько периодов, каждый из которых решает определенные задачи, проблемы.
  • Каждой стадии также характерен определенный уровень прибыли.
  • Существуют конкретные стратегии в области производства, финансов, маркетинга, управления персоналом, характерные для каждой конкретной стадии жизненного цикла товара.
  • Зачастую, объем продаж зависит не столько от качества товара, сколько от грамотных и продуманных маркетинговых стратегий. С их помощью можно увеличить жизненный цикл товара и получить желаемую прибыль.

    На первом этапе (внедрение) главная задача для любой фирмы – проникновение на рынок. Учитывая уровень цены и активность продвижения можно использовать следующие стратегии:

  • Медленное проникновение – низкая цена, продвижение неактивное.
  • Быстрое проникновение – низкая цена, активное продвижение.
  • Быстрое снятие сливок – цена высокая, продвижение очень активное.
  • Медленное снятие сливок – цена высокая, продвижение неактивное.
  • На втором этапе (рост) фирма стремится укрепить позиции товара и по возможности завоевать новые территории. Эффективными будут следующие стратегии:

  • Новая реклама.
  • Повышение качества товара, модернизация.
  • Выпуск сопутствующих товаров, расширение ассортимента, разработка новых моделей.
  • Третий этап (зрелость) предполагает получение максимальной прибыли. Этому периоду характерно следующее:

  • Борьба с конкурентами.
  • Получение максимальной прибыли.
  • Увеличение объемов производства.
  • Увеличение наценок.
  • Четвертый этап (спад) является заключительным. Товар может быть оставлен, если это необходимо для продвижения чего-то нового. Возможны следующие стратегии:

  • Сокращение инвестиций либо отказ от производства убыточного товара.
  • Увеличение инвестиций для укрепления своих позиций на существующем рынке.
  • Отказ от производства старого товара, продажа основных средств и получение прибыли.
  • Оцените статью
    Добавить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.