История возникновения загадок

Дети

Загадки относятся к наследию народного фольклора. С самых древних времен они применялись как проверка смекалки и понимания окружающего мира. Этот вид творчества дошел до наших дней и продолжает жить дальше.

История возникновения загадок

Загадки берут свое начало с самых древних времен, когда люди плохо понимали окружающий мир и пугались его проявлений.

О них говорится в древних мифах Греции и Рима, их загадывал путникам Сфинкс, а на Руси их связывали с коварными русалками. На самом деле, вклад этого вида народного творчества в развитие ума, интеллекта и наблюдательности у людей — не переоценить.

Любовь к осени

В древности люди ценили каждый сезон, но разделяли их по тем дарам, которые они дают людям. Осень — это время сбора урожая и задел на будущее процветание. В эту пору собирали овощи на огородах и фрукты в садах, готовили землю к весне и ждали холодов:

История возникновения загадок

После зноя — холода с желтым листопадом.

Ветер листья рассыпает, а мы только рады.

Кто веселый, озорной к нам стучится в гости,

Дарит спелых ягод нам и орехов горсти?

Загадки о природе

Загадки про осень для детей приучали примечать изменения в природе и ценить то, что она дает людям. Осень – это особенная пора. Ее красота и необычность привлекала внимание не только простых людей, но и великих поэтов, писателей, художников и музыкантов.

«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья» — так про осень загадывают загадки.

«Оранжевые, красные на солнышке блестят, их листья, словно бабочки, кружатся и парят» — таким образом представлялись деревья осенью мудрым предкам.

История возникновения загадок

Переход от цветения к увяданию принимался людьми как знак того, что ничто не вечно, что все меняется и переходит в другую форму — «Листья падают с осин, мчится в небе острый клин».

Осень особенно богата на проявления изменений в атмосфере, растениях и погоде: «Седой дед у ворот всем глаза заволок (туман)»; «Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер)». Предлагая такие загадки малашам, старики помогали развиться детскому воображению.

Природа – это излюбленная тема народного творчества. Люди сильно зависели от ее «щедрости». Загадки-стихи про осень особенно разнообразны. Самый большой урожай собирают именно в осеннюю страду. По его количеству люди судили, как они смогут дожить до весны и следующего урожая:

Собираем урожай весело в карзины

Наливные, золотые яблоки и дыни.

Скажем мы спасибо все этой золотой поре.

Угадай-ка ты скорей, кто стучится у дверей?

Зависимость людей от капризов природы, непонимание возникновения различных явлений подарили нам огромное количество загадок, примет и пословиц.

Загадки для детей

История возникновения загадок

В народе всегда бережно относились к детям, понимая, что именно они станут в будущем основой общины. Именно молодежь кормит стариков, заботится о них и провожает в последний путь. Развитие у детей смекалки и наблюдательности, которые помогут им в трудную минуту или принесут удачу — это была обязанность стариков.

В стародавние времена каждый член общины должен был приносить пользу. Старым и мудрым людям поручали воспитание молодежи. Притчи, загадки, приметы, сказки — все это создавалось для того, чтобы дети познавали мир и его явления.

Особенно ценный вклад в развитие детского интеллекта внесли загадки. Они учили малышей думать и наблюдать:

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает?

Перечисляя характеристики описываемого предмета, загадка развивает ассоциативный тип мышления у ребенка.

Например, вопросы о временах года и их проявлениях — «Что за волшебница пришла, одела в золото леса? (осень)»; «Крупно, дробно зачастило и всю землю намочило (дождь)».

Загадки про осень, весну, природу были самыми популярными. В народе осень ласково называли золотой порой, благодарили за урожай и провожали до следующего года.

Постепенно загадки стали частью детского фольклора, который развивается и в наше время.

«Жизнь» загадок в наши дни

Современные дети так же любопытны, как и их сверстники во все времена. Притягательная сила загадок в том, что они являются вызовом и проверкой смекалки. Дети всегда охотно принимают этот вызов. В наше время стихи-вопросы, требующие ответа, также помогают развить у детей наблюдательность и любовь к окружающему миру:

Осень в гости к нам пришла и с собою принесла

Что? Скажите наугад, ну конечно (листопад)

Сегодня каждый день появляются новые слова, предметы, явления, которым взрослые обучают детей в игровой форме в виде загадок – «Эта жидкость нам нужна, H2O или …» (вода).

Самый легкий способ сделать урок в школе или детском саду интересным и веселым — это дать детям загадки на его тему.

Изучение загадок в школе

История возникновения загадок

Этот вид народного творчества изучается в младших классах школы наравне с другим фольклором. Как и в давние времена, вопросы с подвохом нравятся детям и «заставляют» их поискать ответ в окружающем мире. Загадка про осень для школьников, другие времена года и названия месяцев помогает быстро соображать:

Вслед за августом приходит, с листопадом хороводит,

И богат он урожаем, мы его, конечно, знаем (сентябрь).

Такие уроки в познавательно-игровой форме больше запоминаются детям, развивают у них любопытство и тягу к знаниям.

Загадки можно использовать так же для обучения школьников старших классов. Так, вопросы с подвохом входят в викторины, которые часто проводят учителя для проверки знаний учащихся.

Школьные праздники

История возникновения загадок

Многочисленные детские праздники, такие как День знаний, День урожая, цветов, утренники имеют цель не только развлечь детей, но и дать им возможность проявить свои знания и смекалку. Сделать это проще всего, загадывая загадки.

Во время праздника урожая обычно учителя используют загадки про осень с ответами, когда малыши должны вставить слово в конце стихотворения:

Ветер хмуро листья носит, это наступила (осень).

Лес разделся, неба просинь, это время года (осень).

Названия овощей и фруктов легче запоминаются детьми, если изучение проходит в игровой форме. Подобные загадки развивают внимание у малышей и чувство рифмы:

Он на грядке вырастает, никого не обижает.

Ну а плачут все вокруг, потому что чистят (лук).

Для детей постарше используют загадки, в которых необходимо подумать самостоятельно и проявить смекалку. Чаще всего это вопросы о явлениях природы в осенний период, такие как туман, дождь, иней и многие другие: «Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают (звезды)».

Таким образом проверяются наблюдательность детей и сообразительность.

Возможность проявить свой ум перед сверстниками делает подобные праздники захватывающе интересными для ребятишек, особенно если за смекалку можно получить подарок.

Детская литература

История возникновения загадок

В наше время продолжают издавать яркие и красивые книжки-загадки. Их рекомендуют приобретать родителям для развития у детей дошкольного возраста внимания, наблюдательности и любопытства. Разбирая с ребенком загадки, можно выучить и запомнить названия животных и растений, цвета, а короткие загадки про осень, и другие времена года, познакомят малыша с сезонами и их проявлениями: «Не колючий, светло-синий по кустам развешан (иней)».

В современных школах детей знакомят теперь не только с загадками своего народа, но и с фольклором других народностей. Это расширяет географию этого вида творчества и помогает малышам формировать отношение к миру людей других стран.

Этот литературный жанр никогда не будет забыт, так как несет просвещение и развитие интеллекта с самого раннего возраста.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.