Загадки относятся к наследию народного фольклора. С самых древних времен они применялись как проверка смекалки и понимания окружающего мира. Этот вид творчества дошел до наших дней и продолжает жить дальше.
История возникновения загадок
Загадки берут свое начало с самых древних времен, когда люди плохо понимали окружающий мир и пугались его проявлений.
О них говорится в древних мифах Греции и Рима, их загадывал путникам Сфинкс, а на Руси их связывали с коварными русалками. На самом деле, вклад этого вида народного творчества в развитие ума, интеллекта и наблюдательности у людей — не переоценить.
Любовь к осени
В древности люди ценили каждый сезон, но разделяли их по тем дарам, которые они дают людям. Осень — это время сбора урожая и задел на будущее процветание. В эту пору собирали овощи на огородах и фрукты в садах, готовили землю к весне и ждали холодов:
После зноя — холода с желтым листопадом.
Ветер листья рассыпает, а мы только рады.
Кто веселый, озорной к нам стучится в гости,
Дарит спелых ягод нам и орехов горсти?
Загадки о природе
Загадки про осень для детей приучали примечать изменения в природе и ценить то, что она дает людям. Осень – это особенная пора. Ее красота и необычность привлекала внимание не только простых людей, но и великих поэтов, писателей, художников и музыкантов.
«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья» — так про осень загадывают загадки.
«Оранжевые, красные на солнышке блестят, их листья, словно бабочки, кружатся и парят» — таким образом представлялись деревья осенью мудрым предкам.
Переход от цветения к увяданию принимался людьми как знак того, что ничто не вечно, что все меняется и переходит в другую форму — «Листья падают с осин, мчится в небе острый клин».
Осень особенно богата на проявления изменений в атмосфере, растениях и погоде: «Седой дед у ворот всем глаза заволок (туман)»; «Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер)». Предлагая такие загадки малашам, старики помогали развиться детскому воображению.
Природа – это излюбленная тема народного творчества. Люди сильно зависели от ее «щедрости». Загадки-стихи про осень особенно разнообразны. Самый большой урожай собирают именно в осеннюю страду. По его количеству люди судили, как они смогут дожить до весны и следующего урожая:
Собираем урожай весело в карзины
Наливные, золотые яблоки и дыни.
Скажем мы спасибо все этой золотой поре.
Угадай-ка ты скорей, кто стучится у дверей?
Зависимость людей от капризов природы, непонимание возникновения различных явлений подарили нам огромное количество загадок, примет и пословиц.
Загадки для детей
В народе всегда бережно относились к детям, понимая, что именно они станут в будущем основой общины. Именно молодежь кормит стариков, заботится о них и провожает в последний путь. Развитие у детей смекалки и наблюдательности, которые помогут им в трудную минуту или принесут удачу — это была обязанность стариков.
В стародавние времена каждый член общины должен был приносить пользу. Старым и мудрым людям поручали воспитание молодежи. Притчи, загадки, приметы, сказки — все это создавалось для того, чтобы дети познавали мир и его явления.
Особенно ценный вклад в развитие детского интеллекта внесли загадки. Они учили малышей думать и наблюдать:
Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает?
Перечисляя характеристики описываемого предмета, загадка развивает ассоциативный тип мышления у ребенка.
Например, вопросы о временах года и их проявлениях — «Что за волшебница пришла, одела в золото леса? (осень)»; «Крупно, дробно зачастило и всю землю намочило (дождь)».
Загадки про осень, весну, природу были самыми популярными. В народе осень ласково называли золотой порой, благодарили за урожай и провожали до следующего года.
Постепенно загадки стали частью детского фольклора, который развивается и в наше время.
«Жизнь» загадок в наши дни
Современные дети так же любопытны, как и их сверстники во все времена. Притягательная сила загадок в том, что они являются вызовом и проверкой смекалки. Дети всегда охотно принимают этот вызов. В наше время стихи-вопросы, требующие ответа, также помогают развить у детей наблюдательность и любовь к окружающему миру:
Осень в гости к нам пришла и с собою принесла
Что? Скажите наугад, ну конечно (листопад)
Сегодня каждый день появляются новые слова, предметы, явления, которым взрослые обучают детей в игровой форме в виде загадок – «Эта жидкость нам нужна, H2O или …» (вода).
Самый легкий способ сделать урок в школе или детском саду интересным и веселым — это дать детям загадки на его тему.
Изучение загадок в школе
Этот вид народного творчества изучается в младших классах школы наравне с другим фольклором. Как и в давние времена, вопросы с подвохом нравятся детям и «заставляют» их поискать ответ в окружающем мире. Загадка про осень для школьников, другие времена года и названия месяцев помогает быстро соображать:
Вслед за августом приходит, с листопадом хороводит,
И богат он урожаем, мы его, конечно, знаем (сентябрь).
Такие уроки в познавательно-игровой форме больше запоминаются детям, развивают у них любопытство и тягу к знаниям.
Загадки можно использовать так же для обучения школьников старших классов. Так, вопросы с подвохом входят в викторины, которые часто проводят учителя для проверки знаний учащихся.
Школьные праздники
Многочисленные детские праздники, такие как День знаний, День урожая, цветов, утренники имеют цель не только развлечь детей, но и дать им возможность проявить свои знания и смекалку. Сделать это проще всего, загадывая загадки.
Во время праздника урожая обычно учителя используют загадки про осень с ответами, когда малыши должны вставить слово в конце стихотворения:
Ветер хмуро листья носит, это наступила (осень).
Лес разделся, неба просинь, это время года (осень).
Названия овощей и фруктов легче запоминаются детьми, если изучение проходит в игровой форме. Подобные загадки развивают внимание у малышей и чувство рифмы:
Он на грядке вырастает, никого не обижает.
Ну а плачут все вокруг, потому что чистят (лук).
Для детей постарше используют загадки, в которых необходимо подумать самостоятельно и проявить смекалку. Чаще всего это вопросы о явлениях природы в осенний период, такие как туман, дождь, иней и многие другие: «Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают (звезды)».
Таким образом проверяются наблюдательность детей и сообразительность.
Возможность проявить свой ум перед сверстниками делает подобные праздники захватывающе интересными для ребятишек, особенно если за смекалку можно получить подарок.
Детская литература
В наше время продолжают издавать яркие и красивые книжки-загадки. Их рекомендуют приобретать родителям для развития у детей дошкольного возраста внимания, наблюдательности и любопытства. Разбирая с ребенком загадки, можно выучить и запомнить названия животных и растений, цвета, а короткие загадки про осень, и другие времена года, познакомят малыша с сезонами и их проявлениями: «Не колючий, светло-синий по кустам развешан (иней)».
В современных школах детей знакомят теперь не только с загадками своего народа, но и с фольклором других народностей. Это расширяет географию этого вида творчества и помогает малышам формировать отношение к миру людей других стран.
Этот литературный жанр никогда не будет забыт, так как несет просвещение и развитие интеллекта с самого раннего возраста.