Такого понятия в одежде, как «платье», изначально не существовало, в прошлом и в Европе, и на Востоке носили рубашки и туники, различающиеся даже не фасоном, а материалом, отделкой и длиной. Само же понятие «платье» берет свое начало в Древнем Египте, именно женский калазирис является прототипом наряда. Выглядел он как прямая рубашка длиной примерно по щиколотку, имеющая бретели или вообще без них. Сейчас подобные наряды можно найти только в прокате исторических платьев или в магазине костюмов.
Основной одеждой в Древнем Риме и Греции была туника, универсальная вещь как для мужчин, так и для женщин. В те времена модные тенденции задавало тело человека, а не одежда, поэтому ткань из тонкой шерсти или льна просто драпировалась вокруг тела.
Само понятие исторического платья как женского наряда появилось только в IX веке, благодаря распространению христианской религии, в основе которой лежит разделение мужчин и женщин, их прав, обязанностей и положения в обществе. Если заниматься отслеживанием эволюции такого наряда, как платье, то делать это лучше по основным историческим эпохам.
Период раннего Средневековья
Этот период длился с VII по XII век, для него характерны смешения античных и византийских фасонов нарядов. Платье в это время представляло собой две туники, они надевались друг на друга. Материей для нижнего одеяния были шелк или лен, все зависело от положения в обществе. По сути, оно играло роль женского нижнего белья. Все мастера стремились сделать ткань как можно более приятной к телу и мягкой, поэтому ничем ее не украшали. Когда дело доходило до верхнего платья-туники, тут уже можно было разгуляться фантазии, но не слишком. Верхняя туника имела трапециевидную форму, а среди украшений можно было отметить вышивку по вороту, подолу и рукавам.
Таких понятий, как «лиф» и «юбка», не существовало в том периоде времени. Для того чтобы выделить талию, использовались пояса. Внешний вид пояса зависел от сословия женщины, простые крестьянки перетягивали талию кожаными полосками или плетеными шнурами, дамы побогаче украшали пояса пластинами из золота или серебра, покрытыми эмалью или искусной гравировкой, была возможна инкрустация полудрагоценными камнями.
Позднее Средневековье
Позднее средневековье длилось с XIII по XV век, ознаменовалось оно многочисленными Крестовыми походами и общим развитием торговли с соседними Восточными странами. Именно из-за этих факторов рынки и лавки пополнили ассортимент яркими тканями, очень дорогими по стоимости, такими как шелк и муслин. Конечно, если сравнивать с современными расцветками, то цветовая гамма была скудной, но по тем временам в жизнь аристократии вошло истинное многообразие цветов: вишневый, алый, синий, ярко-зеленый, желтый и многие другие.
Этот период ознаменовал себя и развитием женского платья не только со стороны ткани, но и со стороны кроя. Появились разделения на лиф и юбку, а о богатстве платья можно было судить не только по отделке или поясу, но и по количеству дорогой ткани. Кроме того, в большинстве стран Европы того времени социальное положение женщины определяли еще и по количеству складок на юбке – чем больше, тем выше.
Эпоха Ренессанса
В Европе эта эпоха (XV – XVII века) ознаменовалось возвратом моды к идеалам античного времени – гармонии человеческого тела и его красоте. Женские платья в этот период должны были показать широкие плечи, небольшую грудь, белую кожу и тонкую талию. Именно в этот период началось четкое разделение на лиф, который должен был быть обязательно туго зашнурован и иметь овальное декольте, и длинную юбку.
Изменения коснулись и рукавов. Их делали таким образом, чтобы из проймы и на локтях были видны части нижнего белого платья. Изначально разрезы были выполнены вертикально или в форме овала, ромба, но позже портные наловчились делать более художественные варианты. Например, в конце XV века сами рукава уже перестали крепиться к лифу и держались исключительно на тонких полосках ткани или лентах.
В середине XVI века законодательницей моды становится Испания, и виденье женских бальных платьев меняется под напором золота из Нового света. Именно эта страна была менее всех привержена идеалам античности, из-за чего мода в Европе начала в корне изменяться. Под влиянием нового веяния силуэт платьев теряет женственность и гибкость, добавляются распорки и корсеты, из-за чего сами платья становятся более жесткими. Чем дальше, тем более абсурдными были наряды, а к концу столетия их уже и платьем назвать было нельзя, больше всего это напоминало переносной футляр для драгоценностей, витрину, а не платье. Кроме того, корсажи стали настолько тугими и жесткими, что могли посоревноваться в прочности с кирасой военных.
Конец века принес долгожданные изменения в моде, силуэты платьев вновь изменились, вернулись идеалы эпохи Возрождения. Это время становится переломным для женской моды, она становится более многогранной и сложной. Она стала отражать отличие жителей Европы как в религии, так и в классовой и расовой принадлежности. Тем более что между странами нарастает напряжение, противоречия усиливаются многочисленными войнами и междоусобицами.
Барокко
Именно в это время происходит зарождение известного стиля барокко, который стал господствующим в Европейских странах на долгие 150 лет. В переводе с итальянского название можно перевести как «вычурный», «странный». Что касается внешнего вида платьев в этом стиле, то происходит смягчение женского силуэта и усложнение кроя из-за многочисленных драпировок. Светлые и пастельные оттенки сменяют яркие и сочные цвета, становясь новым показателем положения в обществе. Светлые цвета играют роль символа женской нежности, непорочности и чистоты, а также кокетства.
Во времена господства стиля барокко с каждым годом рукава и юбки становятся все более объемными, а корсеты все больше подчеркивают талию. Со временем прибавляется все больше оборок, рюшей, но талия всегда тонка и изящна. В корсеты затягивались все женщины, имеющие сословное положение выше крестьян.
Рококо
Расцвет этого стиля приходится на времена воцарения на престоле короля Франции Людовика XV. Стиль приравнивается к самым роскошным и изысканным, являясь воплощением высокой культуры человека и его стремлению к удовольствиям жизни. Именно на это время приходится расцвет шитья и моделирования, что с тех пор стало приравниваться к искусству.
В жизнь высших аристократических кругов Европы прочно входят шелка, произведенные на мануфактурах Лиона. Отличительной чертой этого материала являлись экстравагантные расцветки. Женские исторические платья из лионского шелка украшались большим количеством оборок, воланов, лент, кружев и цветов. Приветствовался и декор из драгоценных и полудрагоценных материалов. Иконой стиля этого периода стала королевская фаворитка – маркиза де Помпадур, что интересно, у трона короля Франции она задержалась на достаточно долгое время.
Возвращение к истокам
Французская революция принесла не только изменения в общественном строе, но и смену моды в странах Европы. Произошло очередное возвращение к античным идеалам. Среди многих особенностей женского платья выделились: поднятая линия талии, отсутствие нижней юбки и корсета. Это и есть исторические платья ампир. На это недолгое время из моды вышла тонкая талия, что позволило светским модницам расслабиться.
Романтический стиль
Приход этого стиля датируется 20-ми годами XIX века, и вновь эталоном женской красоты стала тонкая талия. Юбки нового фасона стали короче и расширились, своей формой стали напоминать колокол, а вот длинна стала меньше – по щиколотку. Типичным представителем рукава этого стиля можно назвать «баранью ногу», расширяющийся у плеча и становящийся полностью облегающим у кисти.
Большая грудь и ее акцентирование сыграло немаловажную роль в особенностях романтического стиля исторических бальных платьев. В моде были глубокие декольте, но показывать вырез можно было только вечером, в дневное время женщинам предписывалось носить пелерины и шали, закрывающие грудь.
Именно во времена царствования этого стиля появляются первые швейные мастерские, что значительно повышает доступность платьев и скорость смены модных тенденций. В этот период и начинается шитье по выкройкам исторических платьев. Например, уже в 50-е юбки стали украшаться горизонтальными оборками, рюшами и другими декоративными элементами из ткани, призванными подчеркнуть конический силуэт женского наряда. А вот конец 60-х стал началом уменьшения кринолинов, со временем им на смену и вовсе пришли турнюры – накладки на поясницу, призванные придать фигуре выразительность. Эта деталь женского исторического платья продержалась в моде вплоть до 80-х XIX века.
Прекрасная эпоха
Период между концом XIX и началом Первой мировой в 1914 году называют именно так. Почему? Именно тогда в моду вошли модели, полностью подчеркивающие все женственные изгибы тела. Платья были длинные и почти обтягивающие, мужчинам было на что любоваться. Но продлилось это недолго.
Уже в 20-х прошлого века лиф платья стал таким, какой сделает плоской даже самую фигуристую девушку. Изменения коснулись и линии талии, она спустилась почти на бедра, сделав тем самым силуэт совсем не женственным. Этот период значим еще одним событием в мире моды – созданием маленького черного платья от Коко Шанель.
Дальнейшие изменения
Самым пагубным образом на женские модели платьев повлияла Вторая мировая война. Едва уйдя со школьной скамьи, девушки надевали форму и потом еще долгие годы искали интуитивно что-то похожее. Индустрия оправилась только в 50-х XX века – в моду вновь ворвались яркие цвета и пышные юбки. А вот 60–е порадовали не только женщин, но и мужчин, тогда и вошли в женский гардероб модели мини до середины бедер.
70-е – расцвет химической промышленности, а это значит, что женский гардероб и не только раскрасился новыми, еще более яркими оттенками. В моде были платья в стиле диско и блестящие материалы. Продлилось это недолго, вплоть до конца десятилетия. Уже в 80-х мода приняла более привычный для современного человека вид. Не стало единого стиля, женщины были вольны одеваться, как того захотят. Такие тенденции держаться до сих пор, при этом известные модельеры все равно периодически возвращаются к традиционным платьям прошедших веков.
Сейчас в современном обществе очень популярны тематические вечеринки, для них можно взять исторические платья напрокат. Постановки в театре, исторические сценки и многое другое требует знания о моде прошлых веков.