Все мы в детстве возились с игрушками: некоторые пробовали на вкус, проверяли на прочность, кормили, одевали, другие были героями захватывающих сюжетов. Те, кто ходил в детские дошкольные учреждения, знают не понаслышке, что там всегда большой выбор игрушек на любой вкус и цвет. Сегодня обсудим, какие игрушки в детском саду должны быть, что за требования к ним предъявляются и каковы основные правила выбора.
Игрушки: назначение
Данная категория включает в себя довольно обширный круг предметов, способных удовлетворить потребности детей.
Игровой процесс – это неотъемлемая часть развития малышей, через него они познают жизнь, совершают открытия, набираются опыта.
Недаром даже представители уполномоченных органов, проверяя жилищные условия того или иного ребенка, всегда обращают внимание на наличие игрушек, поскольку от этого зависит полноценное становление личности.
Детский сад – это территория детей, поэтому предметы для игр здесь должны быть обязательно, причем для каждой возрастной группы набор свой.
Основное назначение игрушек в детском саду – помощь в усваивании свойств окружающего мира: формы, размера, цвета, иных физических характеристик предметов; развитие и тренировка логического мышления ребенка, концентрации внимания, мелкой моторики.
Очень популярны в последнее время самообучающие игрушки по методике Марии Монтессори. К ним относятся в первую очередь сортеры – предметы разных форм (кубы, многогранники, автомобили, домики и др.), в которых сделаны отверстия в форме каких-либо фигур (геометрических, животных, букв и т. д.). Также набирают обороты так называемые бизиборды – доски с приделанными предметами быта, которые так часто интересуют малыша: розетки, замки, ключи, молнии, защелки, дверные ручки и пр. Их, кстати, можно рекомендовать к рассмотрению, если нужно сделать игрушки своими руками для детского сада, поскольку смастерить такую чудо-доску без труда сможет каждый папа.
Виды
Давайте разберемся, какие игрушки в детском саду бывают. Их можно делить на группы по разным критериям.
По возрасту:
- для яслей;
- для младшей группы;
- для средней группы;
- для старшей группы;
- для подготовительной.
По тематическому назначению:
- куклы и аксессуары к ним, домики;
- транспорт;
- кубики, конструктор, др. строительный материал;
- мозаика, пазлы, вкладыши;
- сортеры;
- стучалки;
- мягкие игрушки, фигурки животных;
- посуда и еда;
- телефоны, электронные и музыкальные игрушки;
- цифры, буквы;
- настольные игры и др.
По материалу:
- пластмассовые;
- деревянные;
- из ткани;
- из металлов.
Также можно классифицировать по фактуре (шершавые, гладкие) и цветам.
Какие разрешены? Требования нормативных актов
Требования ко всем игрушкам всегда одинаковые: они не должны быть токсичны, опасны, иметь слишком мелкие детали. Именно данные нормы предопределяют безвредность предметов для игр.
В «игрушечной» индустрии действуют следующие ГОСТы:
- 25779-90 (межгосударственный стандарт: общие требования безопасности, контроль);
- Р 53906-2010 (национальный стандарт: общая безопасность, свойства физические и механические);
- Р 51557-99 (электрические игрушки);
- ИСО 8124-2-2001 (воспламеняемость);
- ИСО 8124-3-2001 (выделение вредных для ребенка веществ).
Основной СанПин по игрушкам в детском саду — «2.4.7.007-93. Производство и реализация игр и игрушек» (утратил силу в части безопасности): устанавливает требования к материалам, процессу сертифицирования и продажи игрушек. Ранее также был СанПин 42-125-4148-86, принятый еще во времена СССР, но документ так и не был опубликован.
Так, игрушки для детей детского сада должны иметь:
- сертификат качества;
- маркировку на этикетке/упаковке (с наименованием изготовителя, его реквизитами, указанием возраста ребенка);
- положительную оценку государственной санэпидемэкспертизы.
При наполнении дошкольных учреждений учитываются также требования Федерального государственного образовательного стандарта. Игрушки для детского сада по ФГОС должны создавать развивающую предметно-пространственную среду: вариативную, содержательно-насыщенную, многофункциональную, трансформируемую, доступную и безопасную.
Основные требования по ГОСТ
Что ГОСТ не относит к игрушкам?
В список входят следующие предметы:
- елочные аксессуары, гирлянды;
- куклы декоративные;
- модели для взрослых коллекционеров;
- спортинвентарь;
- оружие пневматическое;
- пиротехника;
- предметы для стрельбы из лука и стрелы с металлическими наконечниками, катапульты для метания камней;
- функциональные изделия (печи, утюги) с напряжением более 24 В;
- ТС с двигателем внутреннего сгорания, с паровым двигателем;
- велосипеды для движения по дорогам общего пользования (спортивные, туристические и пр.);
- видеоигры для видеоэкранов (с напряжением более 24 В);
- надувные жилеты, круги и пр.;
- спортивные средства защиты (очки, шлемы и пр.);
- украшения;
- соски;
- пазлы более 500 деталей и др.
Маркировка
Она должна быть нанесена на саму игрушку/тару/вкладыш. Маркировка должна быть четкой, читаемой, несмываемой и содержать следующую информацию:
- название игрушки;
- возраст детей, для которых она предназначена;
- наименование изготовителя, его адрес;
- дата изготовления;
- предупреждение о безопасной эксплуатации.
На игрушках, не предназначенных для детей до 3 лет, должно быть нанесено условное обозначение в виде перечеркнутого (слева направо по диагонали) круга красного цвета, внутри которого на белом фоне черным цветом прописаны цифры 0-3 и контур лица.
Правила выбора
Приобретая игрушки в группу детского сада, нужно опираться на некоторые аспекты, поскольку от грамотности отбора во многом зависит правильное развитие ребенка:
- соответствие возрасту детей;
- тканевые игрушки должны быть с твердым каркасом, дабы стенки не продавливались;
- фигурки и мелкие детали подбирать размером 4-5 см, они должны быть удобны для захвата ребенком;
- части игрушек с содержимым должны быть надежно скреплены, чтобы мелкие элементы не рассыпались во избежание несчастных случаев;
- пластмассовые предметы должны быть однородны, краска на них распределена равномерно, заусенцев и неровностей не должно быть;
- деревянные игрушки должны быть отшлифованными до гладкости и покрашены равномерно, иначе дети могут «поймать» занозы;
- музыкальные аксессуары должны быть приятны на слух.
Стоит также отметить, что в самой группе игрушки нужно расположить на низких стеллажах, в ящиках на колесах, в пластиковых коробках, чтобы дети могли их брать беспрепятственно. Для предметов с множеством деталей (конструкторы, например) следует предусмотреть многократные упаковки из прочного полиэтилена, ткани, пластика, древесины.
Для младшей группы 2-3 года
Это самый нежный возраст, именно тогда в малышах закладываются основы знаний и понятий о мире, поэтому правильные вещи очень важны в окружении ребенка. Все, наверно, слышали фразу: «впитывает как губка!», так вот, это именно про таких маленьких непосед! Дети этого возраста ни минуты не сидят на месте, а постоянно что-то изучают, поэтому здесь на первое место также становится безопасность. Игрушки не должны быть хрупкими, с мелкими деталями, с острыми краями.
Педагоги выделяют 3 группы полезных игрушек в детском саду для младшей группы:
- куклы, иные персонажи, животные;
- наборы букв и цифр;
- карточки с картинками.
Первый пункт обязателен для всех детей. Эти игрушки способствуют развитию фантазии, творческих способностей: в одной игре кукла идет в детский сад, в другой – сама будет воспитательницей или мамой.
Разноцветные цифры и буквы помогают ребенку осваивать основы будущих наук. Складывая их в ряды, дети обязательно запомнят их написание, а яркие цвета не оставят никого равнодушным.
Хоть малыш, может, еще и не умеет хорошо говорить, но видит и понимает он многое, поэтому карточки с картинками (книжки) будут незаменимыми помощниками. В данном случае зрительный образ предмета связывается ребенком со словом, произносимым вслух. В последующем он обязательно найдет этот предмет, когда вы спросите его об этом.
Малыши в этом возрасте еще только начинают играть вместе, образы должны быть условными, нужно делать упор на разные характерные детали в игрушках (открывание дверей, поднятие кузова самосвала и пр.).
Игрушки по размеру обычно берутся большие, наиболее близкие к размеру реальных вещей.
Набор игрушек для детей второй младшей группы состоит обычно из следующих предметов:
- куклы, животные, птицы разных размеров;
- наручные куклы;
- фигурки сказочных персонажей, человечков;
- маски сказочных животных;
- одежда для игр (белая шапка, плащ, фуражка, каска);
- чайный сервиз, кухонная посуда разных размеров;
- миски, ведерки, набор овощей и фруктов;
- молоток из пластика;
- кукольные постельные принадлежности;
- утюг и гладильная доска;
- грузовики;
- автомобили с открытым верхом, пожарная машина, скорая помощь;
- паровозы, вагоны, самолеты;
- коляски для кукол;
- кони (др. животные) на колесах/качалки;
- конь на палочке;
- медицинские инструменты;
- полосатый жезл, бинокль;
- кукольная мебель, плита;
- остов домика;
- ширма-прилавок;
- ширма-остов автобуса (вагона) с рулем;
- бензоколонка;
- объемные модули (кубы, валики и пр.);
- большой строительный набор;
- предметы-заместители мелкие;
- куски ткани;
- мячи, кегли;
- шар и ворота;
- настольные игры («рыбки», «мячик в лунку»).
Для средней группы 3-4 года
У детей этого возраста обычно уже хорошо развито воображение и усидчивость, поэтому главной игрой становится сюжетно-ролевая.
Набор игрушек для средней группы детского сада состоит из тех же предметов, что и для второй младшей группы, плюс к ним добавляются еще некоторые:
- подъемный кран;
- железная дорога;
- ракета-робот;
- мелкие автомашины;
- весы, часы, телефоны;
- сумки, корзины, рюкзаки;
- руль и штурвал на подставке;
- складная ширма, театр (ширма);
- кукольный дом;
- макет скотного двора;
- ландшафтный макет;
- светофор;
- строительные наборы по тематике (крепость, город, ферма);
- крупный кнопочный конструктор;
- настольный кегельбан; кольцеброс;
- настольные игры «лото» и «гусек».
Если перед вами встает вопрос, как сделать игрушку своими руками для детского сада, в качестве примера можно предложить наипростейшее – ширму-театр для кукол. Все, что вам понадобится, – это плотный картон (можно из-под коробки), ткань, нитки, иголка, клей. А те, кто увлекается шитьем, могут легко скроить наручных кукол. Такие театры очень нравятся детям, развивают воображение и внимательность.
Для старших дошкольников
К этой категории детсадовцев относятся дети старшей и подготовительной групп. Дети 4-6 лет уже вполне самостоятельны, умеют неплохо изъясняться, знают основное предназначение предметов. Основная цель образования в этом возрасте – подготовка к школе, поэтому особый упор делается на изучение букв и счет.
На первом месте среди игрушек также остаются кубики с буквами и цифрами, карточки, игры, развивающие ловкость и моторику – конструкторы и мозаики, но с более мелкими деталями.
Так, в набор игрушек добавлены мелкие человечки и животные (5-7 см), набор одежды и аксессуаров для кукол, военная техника, сборно-разборный транспорт, разборный кукольный дом, наборы для мелких персонажей (зоопарк, домик, гараж, маяк, город, ферма, дорожные знаки и светофор), набор мебели «школа», настольный футбол/хоккей, городки, мишень с дротиками, коврик «классики», домино, шашки, шахматы и пр.
Что должно быть обязательно в детском саду?
Для всех дошкольных учреждений существует список игрушек, которые должны обязательно иметься в наличии:
- персонажи: фигурки людей, животных, куклы и пр.;
- обучающие предметы: пирамиды, мозаики, головоломки, вкладыши и т. д.;
- предметы: посуда, инструменты, плиты, утюги и др.;
- транспорт;
- настольные игры, печатные материалы: пазлы, домино, «лото», карточки с фруктами, овощами, различными предметами;
- наборы для экспериментирования: конструкторы металлические, деревянные и пр.
Родители чаще всего приносят развивающие игры для занятий в детском саду. Игрушки, действительно, способствуют формированию правильного мышления у ребенка и навыков, необходимых в будущем, поэтому развивающие игры также одобряются и воспитателями.
Категорически запрещены предметы, вызывающие жестокость, циничное отношение к жизни, ранние сексуальные проявления, насилие.
В то же время важно, чтобы игрушки имелись и для мальчиков, и для девочек, соответствовали их вкусам и желаниям. Это способствует полноценному развитию личности.
Как видно, ассортимент игрушек очень велик. Выбрать подходящие из них и создать развивающую среду в детском саду – это ответственная и непростая задача, которая возложена на плечи воспитателей. Ведь, например, если вы купите 2-летнему малышу сборный вертолет, он вряд ли будет долго сидеть и копаться с этим занятием, эта игрушка больше подходит для старшего возраста. И наоборот, в 6 лет уже неинтересно нанизывать кольца пирамидки, хочется собрать что-то масштабное из мелких деталей типа лего.
Конечно, на первом месте в дошкольном учреждении стоит не сама игра или игрушка, а процесс ее представления ребенку педагогом, от этого зависит 90% успеха.
При этом нужно всегда помнить, что используемые в детском саду игрушки в первую очередь должны отвечать требованиям безопасности, и уже потом соответствовать возрасту ребенка.