Любая современная организация, будь то коммерческая фирма, промышленное предприятие или бюджетное учреждение, чтобы достичь поставленных перед собой целей, должна иметь понятную и четкую структуру управления. Если отталкиваться от определения, то система управления организации – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга подразделений и отдельных физических лиц, замещающих те или иные должности, которые не только находятся в положении «начальник – подчиненный», но и самым непосредственным образом оказывают влияние на развитие данной организации.
Система управления организации создается не одномоментно, это достаточно длительный процесс, включающий в себя следующие основные этапы:
Хоть на сегодняшний день известно достаточно много типов структур управления, одним из наиболее популярных является иерархическая структура управления. Она была теоретически обоснована и экспериментально обкатана еще в начале ХХ века американским социологом Ф. Тейлором. В дальнейшем большинство ученых занималось в основном тем, что находило все новые и новые сильные стороны этой системы.
Иерархическая система управления базируется на следующих принципах:
Иерархическая структура подразумевает, что всех работников организации можно причислить к одной из трех основных групп – руководителям, специалистам и исполнителям. При этом, так как все организации по своему управленческому типу очень похожи друг на друга, менеджеры могут воспользоваться опытом своих коллег, чтобы сделать свою структуру управления более оптимальной.
Основными видами иерархических структур управления следует считать линейную структуру, где все основные нити сконцентрированы в руках у начальника, функциональную, когда каждое подразделение организации занимается выполнением определенной функции, а также смешанный тип управления, где наряду с линейным аппаратом существует разветвленная иерархия различных функциональных групп.