Идея, бизнес, предприятие и рентабельность оборотного капитала

Расчет рентабельности предприятия делается либо на основе предварительных показателей (расчетных), либо на работающем предприятии, где уже получен доход и подведены итоги расчетного периода.

Показатели рентабельности

Рентабельность оборотного капитала – это определение прибыльности или убыточности предприятия. Показатель этот относительный, определяющий, каков уровень доходности бизнеса. Чем выше коэффициент рентабельности после произведенных расчетов, тем больше доходность бизнеса. Рентабельность может быть определена, как в целом для всего объема производства, услуг, так и для части вложенных денег, например, рентабельность производственная, коммерческая или инвестиционная. Величина рентабельности – этот показатель определяет, насколько бизнес эффективен в части соотношения наличных и потребленных ресурсов.

Показатель рентабельности, как общей оценки эффективности вложенных средств, рассчитывается по формуле:

R СиИ = П / R СиИ

где R СиИ — показатель рентабельности тех или иных средств и источников. П — прибыль (чистая или прибыль по балансу).

Рентабельность общая для всего производства.

R общ. = Пдн / Вреал.

где Пдн – валовая прибыль, В – выручка от реализованной продукции (или продаж).

Рентабельность можно вычислить, как по всем показателям вложенных средств, так и по отдельным его составляющим.

1.   Показатели, по которым видна окупаемость издержек производства и проектов, в которые сделаны инвестиции.

2.   Рентабельность продаж.

3.   Рентабельность части или всего капитала.

1. R = Прп / Зрп

2. R = ЧПрп / Зрп

3. R = ЧДП / Зрп 

1. Рентабельность капитала предприятия. Прибыль от реализации продукции делится на затраты.

2. Чистая прибыль и прибыль от основной деятельности делится на затраты – для расчета рентабельности продаж.

3. ЧДП — чистый денежный поток (суммы чистой прибыли и амортизация за отчетный период) делится на сумму затрат, затраченную на реализацию продукции.

Рентабельность оборотного капитала показывает, как быстро он может «обернуться» на рынке производства товаров или предоставления услуг. То есть, сколько раз можно вернуть вложенные в бизнес деньги с тем, чтобы вновь пустить их в дело. Какую сумму из них можно без ущерба для основного капитала потратить на закупку новой партии товара или сырья для производства.

Рентабельность оборотного капитала выявляет, как чистая прибыль (после уплаты налогов) относится к оборотному капиталу предприятия.

R ОбА = ЧП/ОА    ЧП – это прибыль чистая, ОА – среднегодовая цена (стоимость) оборотного капитала.

Можно воспользоваться коэффициентом расчета текущей оборачиваемости активов. В этом случае выручку от реализации делят на среднюю величину оборотных средств за данный отчетный период.

Далее следует анализировать эффективность бизнеса с применением производного показателя: этап оборота (дни) = число дней/коэффициент оборачиваемости текущих активов.

Рентабельность оборотного капитала порой трудно рассчитать из-за сложности выделения и разграничения средств, используемых в основной и прочей деятельности. Поэтому будет целесообразней рассчитывать общую величину оборотных активов, определяя общую рентабельность.

Р общ. ОА = (Ппродаж+Ппрочая / ОА) Х 100%

где ОА в знаменателе – общая составляющая оборотных активов.

Развернутая формула:

R общ.ОА = (N продаж — (S пр + КР + УР) + Дпрочие) / ОА

где

N продаж — Выручка от продаж.

S пр — Производственная себестоимость.

КР — Коммерческие расходы.

УР — Управленческие расходы.

ОА — Общая величина оборотных активов.

Анализ по всем показателям на протяжении работы предприятия в течение полугода (или года) покажет, насколько эффективна рентабельность производственного капитала и какие из показателей следует скорректировать для повышения его рентабельности и оборота.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.