Характеристика детей с нарушением слуха: особенности образования и реабилитация

Дети

Краткая характеристика детей с нарушением слуха показывает то, что обучение их возможно как в пределах школы, так и в специальных учреждениях. Нарушение слуха (начальный дефект) приводит к недоразвитию речи (второстепенный дефект) и к замедлению или же специфичному становлению иных функций, связанных с пораженной (визуальное восприятие, мышление, интерес, память), что и задерживает психологическое формирование в целом. В специальной психологии такого рода вид психологического развития носит название дефицитарный.

Характеристика детей с нарушением слуха: особенности образования и реабилитация

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

Психологическое развитие малышей, имеющих патологии слуха, подчиняется этим же закономерностям, что выявляются в развитии нормально слышащих детей (Л. С. Выготский). Психологическое развитие детей с патологией слуха происходит в специальных условиях ограничения наружных влияний и контактов с находящимся вокруг миром. Вследствии этого психологическая активность ребенка упрощается, взаимодействия на наружные влияния станут меньше трудными и различными, формирующиеся межфункциональные взаимодействия меняются.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха говорит о том, что для ребенка с такой патологией, формы объектов и предметов нередко представлены в виде инертных стереотипов: вот зеленого цвета котелок, голубого цвета уже не котелок, иной объект. Овладевшие в ходе изучения информацией глухие дошкольники при затруднениях зачастую применяют естественные жесты в качестве средства коммуникации.

У дошкольников с нарушениями слуха могут встречаться перемены в темпах психологического формирования по сопоставлению с нормально слышащими детьми: затормаживание психологического развития через определенный период после рождения и/или после утраты слуха и форсирование в дальнейшие периоды при соответственных обстоятельствах преподавания и воспитания.

Для ребенка с нарушениями слуха свойственна олигофрения в функционировании одних органов чувств и условная сохранность иных. К примеру, сохранена кожная восприимчивость, однако в отсутствии обучения не развивается слуховое восприятие, а визуальное формируется в особых обстоятельствах, компенсируя слух.

Наглядные формы мышления доминируют у малышей, а письменная речь (по методологии преподавания эти дети учатся читать в раннем возрасте, до 3 лет) доминирует над устной. Патология приводит к особенностям становления познавательной и индивидуальной отрасли. Характерные черты познавательной отрасли:

  • Визуальный анализатор плохослышащего малыша станет основным в постижении окружающего мира и в овладении информацией.
  • Становление визуального восприятия у ребенка с патологией слуха имеет несколько отличительных черт: аналитический вид восприятия: замечают элементы и детали предметов, картинки содержат больше частностей и элементов.
  • Трудности в синтетическом восприятии: трудности в узнавании прерывистых, перевернутых картинок, в восприятии картин, что выражают пространственные отношения.
  • Дошкольник с такой патологией способен понимать речь произносящего, основываясь, на визуальное понимание.
  • Характеристика детей с нарушением слуха: особенности образования и реабилитация

    Роль зрительного восприятия

    Огромную роль для компенсации патологии играет визуальное восприятие. Общая характеристика детей с нарушением слуха и зрения прослеживает замедленное по сравнению со слышащими ровесниками распознавание объектов. Таким образом, глухим и слышащим детям младшего школьного возраста демонстрируют рисунки хорошо знакомых вещей на краткие промежутки времени (от 22 до 7 с). Это позволяет обнаружить, какое время нужно детям для узнавания объектов.

    У глухих малышей понимание и распознавание проходило более медленно, чем у слышащих ровесников. Им требуется побольше времени для того, чтобы отметить информативные свойства объекта. Еще немалые препятствия появляются при потребности узнавания знакомых объектов геометрических фигур, автономных элементов (групп точек и линий) в перевернутом на 180 положении.

    По теории ученых, это связано с менее детальным анализированием и синтезированием объектов, с задержанным формированием у глухих малышей произвольности хода восприятия. Акцентирование и распознавание форм объектов облегчается вследствие овладению соответствующими обозначениями и использованием их на практике.

    Характеристика детей с нарушением слуха: особенности образования и реабилитация

    Особенности мышления

    Родителям и педагогам необходимо знать краткую характеристику детей с нарушением слуха. В развитии мышления эксперты подмечают, что свойства словесной памяти ребенка с нарушениями слуха пребывают в непосредственный связи от замедленного темпа их речевого формирования. Характерные черты мышления:

    • у ребенка с нарушениями замечается превосходство нагляднообразного мышления над словесно-логическим;
    • степень формирования словесно-логического мышления зависит от формирования речи плохослышащего.

    Отличительные черты мышления ребенка с такой патологией объединены с заторможенным овладением словесной речью. Более наглядно это выражается в формировании словесно-логического мышления. Наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих обучающихся также имеет специфические особенности.

    Нарушение слуха проявляет влияние на становление всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в применении теоретических познаний на практике. Изучения выявили, что глухому подростку необходимо несколько больше времени для осмысления приобретенных познаний, чем его слышащему ровеснику.

    Характеристика детей с нарушением слуха: особенности образования и реабилитация

    Эмоциональная сфера

    Характерные черты становления эмоциональной сферы:

  • Плохослышащий дошкольник не всегда подразумевает условия, в которых происходит процесс, и эмоциональные проявления находящихся вокруг и по этой причине не может сопереживать им.
  • Дошкольник с патологией слуха дифференцирует противоположные чувства (плачет, смеется, злой добрый), имеет трудности в запоминании их наименований.
  • Ребенок с нарушенным слухом не способен полноценно усвоить социальный опыт через речь.
  • Олигофрения различных типов детской деятельности (предметной, игровой, элементарной трудовой) проявляет отрицательное воздействие на развитие индивидуальных качеств.
  • Характеристика детей с нарушением слуха: особенности образования и реабилитация

    Межличностные отношения

    Характеристика детей подросткового возраста с нарушением слуха в межличностных отношениях:

    • для плохослышащего подростка старший проводник и интерпретатор в ходе взаимодействия с обществом «слышащих»;
    • приоритетное взаимодействие со старшим и ограниченное с детьми группы;
    • вероятно выражение враждебного поведения, взаимосвязанное с недопониманием детей старшими и слышащими ровесниками;
    • «доброжелательная враждебность» применение ребятами с нарушением слуха невербальных средств для привлечения интереса собеседника.

    В соответствии с едиными закономерностями психологического формирования личность глухого и слабослышащего ребенка создается в ходе общения с ровесниками и взрослыми в процессе освоения социального опыта.

    Несоблюдение или абсолютная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, задерживает процедура освоения информации, обедняет опыт детей и не способен не сказаться на развитии их личности.

    Характеристика детей с нарушением слуха: особенности образования и реабилитация

    Реабилитация детей с нарушением слуха

    Реабилитация детей с нарушением слуха делиться на несколько этапов

    Диагностика. Главную роль на этом этапе играют врачи которые при помощи специализированного оборудования ставят диагноз. На установление диагноза могут повлиять такие факторы

    • самочувствие ребенка;
    • поведение ребенка;
    • психическое здоровье ребенка;
    • возраст ребенка.

    На этом этапе так же на помощь врачу приходят сурдопедагог и психолог. Сурдопедагог проводит свои наблюдения и по их результатам подтверждает или корректирует диагноз. Психолог определяет уровень психологического развития и разграничивает умственные нарушения от нарушений зрения и слуха.

    Коррекция и реабилитация. Сурдолог подбирает и регулирует слуховой аппарат под потребности ребенка. Настройка слухового аппарата должна происходить постоянно в дошкольном и школьном возрасте ребенка. Настройка аппарата производится по возрастным и психологическим показателям, а так же зависит от возможностей семьи.

    Характеристика детей с нарушением слуха: особенности образования и реабилитация

    Методы реабилитации

    Выделяют следующие методы реабилитации:

  • Медицинская. Лечение и хирургическое вмешательство (имплантация устройства которое преобразует импульсы с внешнего микрофона в понятные для ЦНС сигналы).
  • Техническая. Протезирование слуховыми аппаратами.
  • Психологическая и педагогическая. При помощи сурдологических и логопедических приемов развивается слух, речь, мышление и прочие психические функции.
  • Социальная реабилитация включает в себя возможность выбора родителями места обучения для своего ребенка, а также предоставление государством бесплатных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов.
  • Двигательная. Этот вид реабилитации направлен на развитие физических качеств и двигательных способностей.
  • Верботональный. При использовании данного метода ребенок занимается с педагогом. Они говорят в микрофон при помощи фильтров звук проводится не только через уши, но и превращается в вибрации что позволяет ребенку тактильно ощущать речь. Такой способ позволяет ребенку более быстро воспринимать и понимать окружающих, а также улучшает развитие его речи.
  • Дополнительно психолог проводит беседы с родителями ребенка. Рассказывает, как им правильно обращаться и общаться с слабослышащим или глухим ребенком, и какие у них есть права.

    Обучение детей с нарушением слуха

    Человек развивается непосредственно в контакте с окружающей средой. Такое взаимодействие происходит с определенными анализаторами, а именно – слухового, кожного, зрительного, вкусового и других.

    Слуховой анализатор является одним из важнейших, поэтому какие бы причины ни были для частичной или полной утраты слуха ребенком, последствия, в основном, только социальные:

    • ограничение общения со сверстниками;
    • замкнутость;
    • нарушение памяти, речи;
    • развитие особенного мышления и т. д.

    Исходя из психологических и медицинских критериев, детей с нарушением слуха разделяют на:

  • Глухих.
  • Слабослышащих.
  • Позднооглохших.
  • Психолого-педагогическая характеристика речи детей с нарушением слуха обозначает, что к слабослышащей категории врачи, как правило, относят детей, которым наличие минимального слуха позволяет овладеть азами речевого общения, без вмешательства специалистов, то есть самостоятельно.

    У слабослышащих детей не полностью потерян слух, и организм ребенка старается обойти этот дефект, компенсировать такой недостаток. Этим ребенок принципиально отличается от глухих и слышащих детей. У таких детей недостаток слуха является принципиальным фактором развития особенности речи.

    Для детей с нарушением слуха предусмотрены специальные образовательные учреждения: детские сады, в которых существует две группы – для слабослышащих и глухих детей.

    Специальные школы, как правило, такие учреждения разграничиваются для слабослышащих и глухих детей.

    Обучение слабослышащих детей

    Особенности нарушения слуха, а именно его частичное наличие, самостоятельное обучение основами речевого общения, а также адаптация к слуховому дефекту – не только определяет нюансы развития, но и также является путями к специальному обучению.

    Обучение основывается не только в получении и усвоении новых знаний и навыков, оно также направлено на преодоление нарушения социального развития таких детей. Так, разработаны специальные методы обучения, которые опираются не только на развитие речи, но и развивают компенсационные механизмы. Такие методики требуют определенных условий, а именно способных к развитию и увеличению уже имеющего компенсационного фонда у ребенка.

    Обучение по специальным методикам направлено на выявление пробелов в развитии речи и их восполнению. Благодаря ему формируется правильная речь, понятийное мышление и улучшается память. Также особое внимание уделяют развитию словарного запаса.

    Особенности методики и ее специфика вовсе не означают, что обучающий процесс отличен от обычных школ. Он лишь разнится тем, что особую роль в нем играет специфическая методика обучения языку – накопление словарного запаса, коррекция лексики и понимания фраз и словосочетаний.

    Также специальные школы уделяют значительное внимание полисенсорному обучению – способности чтения слов по губам, опираясь на слух. Письмо и чтение также являются частью специального обучения. Такие навыки позволяют в достаточной мере овладеть языком и речью, а также способствую формированию личности и преодолению психологических барьеров.

    Важное место занимает специальная литература, в которой особое место отводится иллюстрациям, которые максимально точно должны передавать содержание материала.

    Обучение глухих детей

    Обучение глухих детей проводится с использованием целого комплекса специальных методик. Основной задачей, которых является обучение речи, правильному пониманию сложных значений и адаптации в социальной среде.

    Основным методом обучения глухих детей является билингвистическая методика, которая основана, по сути, на изучении двух средств обучающего процесса – на основе языка жестов и языка в письменной и устной речи. Такой подход к обучению начали практиковать еще в 80-е годы прошлого столетия.

    Особенность методики заключается в том, что нет преференций между средствами обучающего процесса. Напротив, изучение жестового языка направлено на ускорение передачи информации, эмоций, то есть устранению коммуникационных барьеров.

    Устранение коммуникационных преград между преподавателем и учителем способствует быстрому усвоению материала, предания эмоционального фона, а также позволяет установить доверительные отношения, что немаловажно в образовательном процессе. Однако, такой способ обучение не является панацеей, существует множество нерешенных проблем, например, до сих пор неясно оптимальное соотношение изучения языков. К тому же письменная речь может быть национальная, а язык жестов международным, что усложняет образовательный процесс.

    Сегодня для обучения детей, помимо специальных методик, все чаще используют достижения науки – различные усилители звука и имплантаты. А также все чаще совершенствуются методики с применением современной техники. Использование современной техники в процессе обучения является не только средством оптимизации, но и преодолением отклонений в развитии.

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.