Стенли Холл говорил о нем, что это период бури и натиска. — говорил о нем Стенли Холл. Ж-Ж. Руссо называл его периодом бурь и страстей, процессом «рождения во взрослую жизнь». Для Л.С. Выготского он был переломным, критическим, переходным. Родители и учителя считают, что он трудный, невыносимый, кошмарный. И это все он — подростковый возраст. Когда его ждать? Как к нему подготовиться, понять и пережить?
- Когда подросток стал проблемой
- Кто и когда определил эти границы
- Границы подросткового возраста в отечественной психологии
- Взгляд со стороны
- Особенности физиологического взросления
- С точки зрения закона
- Права и обязанности
- Что говорят психологи
- Почему с ними так сложно
- Семья или улица
- Быть или казаться
- В начале жизненного пути
- Взрослый, но еще ребенок
Когда подросток стал проблемой
Подростковый возраст как самостоятельный и обособленный период человеческой жизни — это относительно современное явление. Исследования антропологов и культурологов описывают гармоничное и бесконфликтное протекание процесса взросления в примитивных культурах, а также в эпоху допромышленного развития цивилизации. Дети с ранних лет были включены в трудовую и повседневную бытовую жизнь окружающих. Имели обязанности, физически выполнимые в их возрасте, несли ответственность за результат перед семьей, племенем.
После окончания младенчества прекращалось жесткое разделение форм поведения на детское и взрослое. Таким образом человек с ранних лет приобретал навыки и знания, необходимые в дальнейшей жизни. В таких условиях обучение способам взрослого поведения происходило плавно. К возрасту полового созревания ребенок был полностью готов к выполнению требований самостоятельной зрелой жизни. Только с середины 17 века стали выделять особый период в жизни человека — подростковый возраст в качестве нового социального явления.
Кто и когда определил эти границы
Все основные направления и школы зарубежной психологии не обошли своим вниманием вопрос о том, каковы возрастные границы подросткового возраста. С.Холл первым из психологов дал научное обоснование этого явления. Он считал, что возрастные границы подросткового возраста составляют период от начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет). Его последователи выделяли в этом диапазоне уже два периода — от 11-13 лет и до 17-20 лет. До сих пор не удалось выработать единый подход к определению четких возрастных границ этого периода. Несмотря на то, что в английском языке под определение подросток попадают только лица в возрасте 13-19 лет, в зарубежной психологии преобладает определение adolescence — взросление с диапазоном от 12-14 до 25 лет.
Границы подросткового возраста в отечественной психологии
В России проблемы, связанные с данным возрастом, первыми исследовали Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин. Основной причиной особенностей данного периода они считали кардинальную смену интересов и ведущей деятельности.
Исходя из этого, общий возрастной период от 11 до 17 лет подразделяют на два: первый от 11 до 15 лет, и старший подростковый возраст в границах 15-17 лет.
Интересы, свойственные подросткам в это время, следующие:
- К собственной личности.
- Тяга к противодействию, сопротивлению.
- Интерес к романтике, героизму, риску.
- Установка на большие масштабы, глобализацию интересов
Границы подросткового возраста по Выготскому отмечены кризисами 13 и 17 лет, которые отделяют детство от подросткового периода и юношеского соответственно. Именно в это время подросткам свойственно совершать неординарные поступки.
Взгляд со стороны
Медицинская наука по-другому отвечает на вопрос о том, каковы границы подросткового возраста. В возрастной физиологии установлены следующие этапы взросления и их нормы.
мальчики (лет) | девочки (лет) | |
1 этап | от 10-13 до 12-14 | от 8-10 до 9-12 |
2 этап | от 12-14 до 13-16 | от 9-12 до 10-12 |
3 этап | от 13-16 до 15-17 | от 10-13 до 11-14 |
4 этап | от 15-17 до 17-18 | от 11-14 до 15-16 |
Первый этап — начало усиленного роста костной и мышечной тканей. Появление признаков полового формирования.
Второй этап — основным признаком являются скачки роста (прибавка достигает до 8 см в год) и увеличение массы тела (до 8 кг в год). Продолжается развитие вторичных половых признаков: набухание груди и молочных желез (у мальчиков впоследствии пропадает), слабая пигментация, начало роста пениса.
Третий этап — максимальная активность тестостерона и эстрогена приводит к бурному половому формированию. Активный рост волос на теле (согласно мужскому и женскому типу), ломка голоса, первые эякуляции у мальчиков и менструации у девочек
Четвертый этап — окончательное формирование репродуктивной системы.
Особенности физиологического взросления
Интенсивная перестройка эндокринной системы знаменует собой с точки зрения медицины начало подросткового возраста. Окончание этого периода — достижение половой зрелости.
В это непростое время ребенок постоянно приспосабливается, адаптируется к физическим и физиологическим изменениям, которые происходят в его организме с необычайной скоростью. Новые пропорции тела лежат в основе неуклюжести, подростковой угловатости. Это не прибавляет молодой личности уверенности в себе. У мальчиков во время смены тембра голоса иногда случаются срывы на высоких нотах, что также может переживаться ребенком болезненно.
Сроки формирования вторичных половых признаков имеют большой индивидуальный разброс в рамках общей возрастной нормы, что приводит к переживаниям и непринятию своего тела. Бурное развитие вызывает проблемы в работе сердца, легких, кровеносной системы, что приводит к перепадам мышечного и сосудистого тонуса, а также физического состояния и настроения. Эмоциональная нестабильность усиливается новым для подрастающей личности чувством сексуального возбуждения. Все это усугубляет сложность и противоречивость подросткового возраста.
С точки зрения закона
Юридические правовые нормы для юношей и девушек в Российской Федерации регулируются Гражданским Уголовным Кодексами РФ.
Согласно им, юридические границы подросткового возраста установлены в пределах от 14 до 18 лет. Данная категория граждан РФ называется несовершеннолетними.
Некоторые правовые нормы касаются и ребят от 6 до 14 лет. Это малолетние несовершеннолетние.
Права и обязанности
Как зафиксировано в нормативных документах:
Малолетние несовершеннолетние имеют такие права:
- Совершать мелкие бытовые сделки (покупки).
- Распоряжаться по собственному усмотрению средствами, предоставленными законными представителя с их согласия.
- С 10 лет мнению и действия ребенка придается юридический смысл.
Несовершеннолетние имеют такие права:
- Быть авторами произведений искусства, литературных и научных работ.
- С 14 лет устраиваться на работу с согласия родителей.
- С 15 лет самостоятельно устраиваться на работу.
- С 16 лет заниматься предпринимательской деятельностью
- Распоряжаться своим заработком и доходами по своему усмотрению
- имеют право открывать счет в банке, распоряжаться вкладом по своему усмотрению.
- с 16 лет появляется полная административная и юридическая ответственность.
- с 16 лет возможна юридическая эмансипация (признание полной дееспособности по решению суда или органов опеки).
Что говорят психологи
Почему в современном мире так остро, а зачастую и болезненно переживается короткий (относительно к общей продолжительности жизни) подростковый период?
Л.С, Выготский отмечал три линии взросления человека в онтогенезе. Эти векторы развития имеют начальную и финальную точки своего направления. Вот три вида созревания:
- Органическое.
- Половое (составляющая часть органического созревания, но настолько важная, что выделена в особое направление).
- Социальное.
В примитивных культурах и до 17-18 веков финальные точки полового и социального взросления совпадали. Это фиксировалось ритуалами инициации и традициями общежития, которые способствовали началу самостоятельной взрослой жизни, такими как военная служба, обучение ремеслу вне семейного клана (ученичество), создание собственной семьи. Позже (через пару лет) завершалось органическое взросление.
Как вы теперь определите границу подросткового возраста? Вследствие развития общества и усложнения социального взаимодействия окончательные точки взросления сильно разошлись во времени. Сначала завершается половое созревание, затем органическое. Развитие социальной самостоятельности сейчас очень растянуто во времени. Начавшись в 13 лет, оно часто не заканчивается и в 25.
Почему с ними так сложно
В границах подросткового возраста возникает новая особенность психологического развития человека — чувство взрослости. В рамках этого новообразования ребенок стремится к полной самостоятельности.
На начальном этапе пути своей новой жизни ребенок прибегает к демонстративным проявлениям взрослости. Появляется желание быть независимым в выборе одежды, самостоятельным в выборе друзей и развлечений. У юного человека возникает потребность сопротивляться временным рамкам режима, установленного родителями и учителями. Нередко подростки используют атрибуты взрослой жизни, запрещенные детям — курение, алкоголь, ненормативная лексика, пытаясь тем самым расширить возрастные границы подросткового возраста.
Окружающие часто называют младший подростковый возраст детством. Поэтому они не только не помогают повзрослевшей личности утвердиться, но и усиливают контроль, свое давление. Это приводит к обострению конфликта, начинается дистанцирование от родителей в психологическом и эмоциональном плане.
Семья или улица
Важным и определяющим становится влияние сверстников. От них во многом зависит представление подростка о себе, своей значимости и ценности. В этот период начинает формироваться статус «Я — концепция». Если раньше в оценке себя ребенок ориентировался на мнение взрослых, то с 11-12 лет проявляется интерес к собственному внутреннему миру. В это время происходят первые опыты рефлексии и самопознания. Понять, какой он есть на самом деле — главная составляющая сложной внутренней работы подростка.
Оценки при этом очень пристрастны и не всегда соответствуют действительности. Непринятие своей внешности — это только вершина айсберга проблем, которые пытается решить подросток, формируя образ «реальный Я». Существует и образ «Я идеальный», который складывается под влиянием окружения: сверстников, СМИ, значимых взрослых. Несовпадение данных образов приводит к переживаниям, девиантному поведению. Задача родителей состоит в том, чтобы сблизить эти образы, мягко их корректируя.
Быть или казаться
Пытаясь всеми силами казаться взрослыми, дети младшего подросткового возраста еще не готовы и не могут быть таковыми в полной мере. В сложных ситуациях, когда необходимо нести ответственность за свои поступки и решения, они желают получить защиту и опеку взрослых. Чуткий и мудрый родитель никогда не будет использовать эту уязвимость ребенка в качестве способа подавить его самостоятельность. Защитив и решив проблему, правильный родитель постарается подсказать, как действовать в следующий раз, чтобы решить ситуацию без помощи взрослых.
В начале жизненного пути
В старшем подростковом возрасте остро встают вопросы жизненных перспектив, профессионального самоопределения, нравственных ориентиров. Основное влияние на формирование данных критериев личности оказывает семья. Сознательно, а чаще неосознанно, пишется сценарий будущей жизни. В этот период подросток пытается отстоять свою социальную независимость, так как от него могут потребовать одновременно беспрекословного подчинения и принятия ответственного решения. Он чувствует себя «на двух стульях»: голосовать можно, но жениться нельзя, работать можно, но купить алкоголь нельзя. Атрибуты взрослой жизни перемежаются с ограничениями, характерными для детства.
Взрослый, но еще ребенок
Три совета для родителей:
Зная и понимая особенности подросткового возраста в современном мире, можно немного ослабить «бури и страсти», сопровождающие взросление. Однако вряд ли получится их полностью избежать.