Горьковский автомобильный завод. История автомобилестроения. Автомобилестроение в России

Легковые автомобили

Сегодня сложно представить нашу жизнь без автомобиля. Они заполонили все дороги, ведь это не только эффективный способ быстро добраться из точки А в точку Б, но и отличная возможность перевозить грузы или большое количество пассажиров. Хотелось бы рассказать о том, чем примечателен Горьковский автомобильный завод, да и как вообще автопром развивался в России. Поверьте, тут есть о чём поговорить, ведь первые автомобили собственного производства на территории РФ появились достаточно давно.

Горьковский автомобильный завод. История автомобилестроения. Автомобилестроение в России

Вступление

Отечественная история автомобилестроения началась еще в далёком 1896 году, когда люди увидели первый российский автомобиль. Он имел двигатель внутреннего сгорание, а его конструкторами принято считать Яковлева и Фрезе. В 1930-х годах в Нижнем Новгороде (сейчас город Горький) была основана компания НАЗ, которую позже переименовали в ГАЗ. На заводе выпускались как легковые, так и грузовые марки автомобиля по лицензии уже известной тогда компании Ford Motors. Именно Горьковский автомобильный завод в те времена стал основой строения транспортных средств. Уже к 1938 году СССР добилось больших успехов, так как ГАЗ, наряду с другими менее крупными предприятиями (ЯГАЗ, КИМ и т.п.) смог выйти на первое место по производству грузовиков во всей Европе. Еще до начала ВОВ государство выпустило более одного миллиона автомобилей, что было для того времени большой цифрой. Несомненно, начало войны очень затормозило развитие данной отрасли.

В 70-х годах наладился интенсивный выпуск армейских грузовиков и другой тяжёлой техники. Более 600 000 машин в год производил Волжский автомобильный завод, находящийся в Тольятти. Именно в эти времена появились так называемые «Жигули» и «Нивы» — полноприводные комфортабельные транспортные средства. Уже в 1976 году был возведён еще один передовой завод — «КамАЗ». В среднем за год там производилось 150 000 единиц грузовой техники и порядка 250 000 штук дизельных двигателей.

Как развивалось российское автомобилестроение?

Горьковский автомобильный завод. История автомобилестроения. Автомобилестроение в России

Что же касается развития отрасли непосредственно в РФ, то в 1992 году начался кризис. Количество грузовой техники, выпускаемой заводами, сократилось в 5-6 раз, общественного транспорта стало меньше в 10 раз, а легковых авто с конвейеров сходило на 30% меньше. Но автомобилестроение в России постепенно выходило из плачевной ситуации. К примеру, ГАЗ и ВАЗ смогли выпустить даже несколько новых моделей, например, ВАЗ-2110, ГАЗ-3110 «Волга» и другие. Уже ближе к 2000-м годам появилась известная «Лада Калина» 2118, ГАЗ 31105 «Волга»/ГАЗ-2117 и другие модели. Тем не менее кризис не был преодолен полностью. По этой простой причине большая часть Российского автопрома пережила слияние, в результате которого образовались холдинги Группа ГАЗ (раньше «Руспромавто») и «Соллерс».

К 2002 году активно начинают производить иномарки. Примерно половина из всего того, что было выпущено (точнее, около 42%), были иностранные модели (легковые). Грузовой транспорт тоже занимал свою долю на рынке, приблизительно 8%, а автобусы — 10%. Благодаря тому, что количество иностранных компаний, отвечающих за производство и сборку транспорта на территории Российской Федерации, в 2009 году резко увеличилось, доля, отводимая на иномарки на отечественном рынке, стала больше. Очевидно, что основанные автомобильные альянсы благотворно влияют на развитие автомобилестроения. Это касается как продаж, так и популярности марки. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что автомобилестроение в России будет успешно развиваться и дальше при поддержке иностранных компаний.

История Горьковского автомобильного завода

Данное предприятие было основано В. И. Молотовым еще в 1932 году. На заводе выпускают легковую технику, а также микроавтобусы и лёгкие грузовики. Еще до 2005 года предприятие работало как «ОАО» Горьковский автомобильный завод, но в ходе масштабной реструктуризации было создано дочернее производство грузовой и легковой техники, которое стало носить название уже ООО «ГАЗ». Спустя 4 года, в 2009, произошло сокращение рабочего персонала, было уволено 2 000 сотрудников, осталось порядка 25 000 человек. В настоящее время Группа «ГАЗ» содержит в себе несколько дивизионов — «Автокомпоненты», «Лёгкие автомобили». В первый входит заготовочное производство, то есть всё то, что может быть продано. Оно хранится на складе. Как правило, это колёса, рулевые механизмы, кузова автомобилей и многое другое. Что касается второго дивизиона, то это мощности автомобилестроительного предприятия «ГАЗ» по выпуску легковой техники.

Горьковский автомобильный завод. История автомобилестроения. Автомобилестроение в России

Первое, что выпустили с конвейера данного завода еще в 1932 году – это грузовой автомобиль НАЗ-АА (ГАЗ-АА) (1,5 тонны). В том же году конструкторы начали разрабатывать седан НАЗ-А, имеющий пятиместный кузов. Уже к 1933 году Горьковский автомобильный завод выпустил автобус марки ГАЗ-03-30. Количество сидячих мест составляло 17 штук. В 1934 был собран 2-х тонный грузовик ГАЗ-ААА, и в это же время — самосвал ГАЗ-410. К 1938 году с конвейера сошёл ГАЗ-ММ – грузовой автомобиль, который мог похвастаться пятьюдесятью «лошадьми» под капотом. В это же время был сконструирован и запущен в эксплуатацию санитарный транспорт ГАЗ-55, а также ГАЗ-60 с увеличенной проходимостью за счёт использования гусеницы.

Развитие в 1941-1945 годы

Во время боевых действий «ГАЗ» был полностью реконструирован под производство военной техники. В первое время выпускали легковой военный автомобиль марки ГАЗ-64, а уже к октябрю был сконструирован знаменитый лёгкий танк Т-60. Его конструкция не единожды усовершенствовалась с целью увеличения эксплуатационных характеристик, что позволяло получить преимущества в бою. Считалось, что во время войны данный завод был одним из самых мощных с точки зрения производительности, поэтому тут модифицировалось большое количество техники, кроме того, и броня Т-60. Спустя пару месяцев был сооружен Т-70, который вскоре стал одним из самых используемых в Красной армии. Если говорить о том, какие в годы войны были центры автомобилестроения, то два из крупнейших – это «ГАЗ» и московский завод №37. Тут постоянно выпускалась лёгкая техника, например, БА-64Б, БА-64, а также легковая машина повышенной проходимости ГАЗ-67.

Горьковский автомобильный завод. История автомобилестроения. Автомобилестроение в России

Наиболее успешной работой инженеров завода был танк Т-80, основное преимущество которого заключалось в двухместной башне. Таким образом, был устранен недостаток Т-70, который имел всего одно место. Тут же было налажено производство СУ-12 – самоходной артиллерийской установки. Не будет лишним отметить, что конструкторы машиностроительного завода постоянно разрабатывали бронированную и гусеничную технику, которая по множеству причин так и не вошла в эксплуатацию. За время войны фашистская Германия бомбила «ГАЗ» около 7 раз. В целом было разрушено более 50 зданий с оборудованием. Более 30 000 человек трудились над восстановлением технологической цепочки, что удалось всего за 100 дней. После победы завод был награждён орденами Красного Знамени, Ленина и почётной медалью Великой Отечественной войны первой степени.

Развитие в послевоенные годы (1946-1960)

Сказать, что сразу по окончании войны началась замена оборудования, — ничего не сказать. Практически всё, что было использовано до войны, утилизировали и тут же открыли производство новых моделей автомобилей. Например, в 1946 вышел грузовик ГАЗ-51 и легковой автомобиль «Победа» М-20. Нельзя не отметить выпуск снегоболотохода ГАЗ-47, который передвигался на гусеницах и обладал большой проходимостью. Примерно к 1949 году конструкторы разработали первый прототип Джипа — ГАЗ-69, который имел большой успех. Следом за ним был создан седан «ЗИМ». Он был представительского класса, поэтому позволить себе такой транспорт могли лишь единицы. Активно выпускались грузовые авто ГАЗ-52,53, завоевавшие в 1952 году в Брюсселе Гран-при и множество других наград. Эта же награда была присвоена ГАЗ-21 и «Волге» ГАЗ-13.

В течение 1953 года активно разрабатывался комфортабельный внедорожник. В качестве прототипа использовался ГАЗ-69, а сам автомобиль имел название М-72. В 56-м году «Победу» сменил ГАЗ-21, который стал очень популярным у населения, так как это была удобная, мощная и надёжная машина. Наряду с этим производились грузовики третьего поколения, такие как ГАЗ-56, который мог перевозить до 1,5 тонн. Самым мощным был ГАЗ-53 — до 3,5 тонн. Было достаточно много техники, которая так и не сошла с конвейера по множеству причин. Виной этого были разного рода дефекты, а также уязвимые места моделей. Те же ГАЗ-52,53 выпускались в течение 4-х лет и пережили достаточно много модификаций.

Что выпускалось в 1961-1991 годах?

К 1960 году полностью закончилось обновление военной линейки автомобилей. На конвейере были ГАЗ-52, ГАЗ-53 и ГАЗ-66. На последние два автомобиля впервые начали устанавливать новые силовые агрегаты, например, карбюраторный двигатель V8, который отличался высокой мощностью. Уже в 70-е годы в производство массово было запущено авто ГАЗ-24 «Волга», которая пришла на замену 21-й модели. В 77-м году вышла с конвейера знаменитая «Чайка» ГАЗ-14. Данный седан отличался не только высокой надёжностью, но и достаточным уровнем комфорта, а также высокими эксплуатационными характеристиками. К 1973 было создано ПО «ГАЗ», которое включило в себя 11 заводов-филиалов. Примерно к концу 70-х годов начинается существенная модернизация «Волги», а также разрабатывается следующее поколение грузовых авто.

Горьковский автомобильный завод. История автомобилестроения. Автомобилестроение в России

В 81-м году с конвейера «ГАЗ» сошла десятимиллионная машина. Благодаря высокой квалификации сотрудников удалось разработать двигатель с воздушным охлаждением (дизель), который был применён на грузовике ГАЗ-4301. Руководство в 1980-х годах приняло ответственное решение переходить на дизельное производство. Исходя из этого, нужно было провести массовую реконструкцию. Первые моторы сошли с конвейера в 1993 году. Безусловно, в течение нескольких лет можно было заметить застой, который характеризовался малыми выпусками. Например, рестайлинговая модель «Волги» ГАЗ-3102 выпускалась в количестве нескольких тысяч в год. Впервые для нужд малого бизнеса конструкторы работали над грузовиком массой 3,5 тонн. Горьковский автомобильный завод использовал систему конструирования САПР, а также ускоренные испытания выпущенного транспорта, что позволяло достаточно быстро производить новые модели.

История завода в 1992-2000 года

Сразу после распада Советского Союза начался глубокий кризис. Сложно сказать, как развивалось российское автомобилестроение в это время, но одно известно точно: Горьковский завод одним из первых приспособился к новым рыночным условиям, что позволило ему удержаться на плаву. Выпускались автомобили с использованием оригинальных дизельных двигателей с воздушным охлаждением. Это были модели ГАЗ-3306, 3309 и 4301. Но без государственной поддержки такой транспорт практически не имел спроса, что сулило большие убытки. Однако в это же время удалось немного увеличить продажи «Волги», примерно в 2 раза. Конструкторы создали первый пикап — «Волга» ГАЗ-2304», который именовали «Бурлаком». Но не весь транспорт завода имел успех, например, седан бизнес-класса 3105 практически не покупали из-за его необоснованно высокой цены. Отчасти это было обусловлено тем, что транспорт иностранного производство внедрялся всё глубже и создавал конкуренцию отечественным автомобилям.

В 94-м году появилась знаменитая «Газель». Полная масса данного автомобиля составляла 3,5 тонны. Нельзя не отметить, что именно эта модель была одной из наиболее популярных за все время работы предприятия. Она активно использовалась для нужд малого и среднего бизнеса, а также для других целей. Многие эксперты считают, что именно «Газель» спасла предприятие от банкротства и позволила обеспечить ему устойчивое положение на рынке. Так как автомобилестроение в России не стояло на месте, и было достаточно много конкурентов, нужно было создать нечто такое, что смогло бы поднять экономику завода. Это было маршрутное такси ГАЗ-32213 «Газель». В декабре 95-го года Горьковский автомобильный завод выпустил свой пятнадцатимиллионный автомобиль.

Примечательные события 2000-2010 года

Горьковский автомобильный завод. История автомобилестроения. Автомобилестроение в России

Стоит заметить, что в 2000 году пакет акций завода был куплен крупной компанией под названием «Базовый элемент». Был создан холдинг «РусПромАвто», а далее «Группа ГАЗ». На сегодняшний день завод занимает одно из лидирующих мест по производству легковых автомобилей на территории России. Реорганизация, проведенная в 2001 году, позволила наладить выпуск модельного ряда пикапов и внедорожников «Атаман». Но из-за недостаточного финансирования большинство проектов так и не воплотили в жизнь. Финансовая ревизия позволила выйти на рентабельный уровень (впервые за десятилетие). Большое внимание руководство уделяло лёгкому транспорту массой до 3,5 тонн. К 2005 году значительно вырос спрос на грузовики ГАЗ-3307, 3309. Чтобы сократить отставание от ведущих мировых производителей, был использован опыт этих же компаний.

Было принято решение расширить сферы бизнеса, то есть продавать ГАЗ не только на территории РФ и близлежащих государств, но и в пределах дальнего зарубежья. Это позволило бы заводу стать одним из крупнейших игроков на мировом рынке автопрома. Конструкторы создавали автобусы и газели из запчастей, которые поступали из Англии (SKD). Но из-за банкротства была свёрнута компания LDV, поставки были прекращены, и воплотить проект в жизнь не удалось. В целом, 2010 год выдался вполне успешным по сравнению с предыдущим. Было выпущено на 78% больше легковых автомобилей (70 300 штук) и на 61% — грузовых. Экспорт осуществлялся более чем в 30 стран мира.

Экономический кризис

В 2008 году настал глубокий кризис. Буквально через несколько месяцев возникли проблемы со сбытом товара. Площадки были полностью загружены, именно по этой простой причине несколько раз останавливался конвейер. Спросом не пользовался даже «ГАЗ» самосвал, дизель на котором был не только качественный, но и относительно экономный. Из-за кризиса принимались вынужденные меры, например, было уволено около 10 000 человек. В 2009 году планировали воплотить в жизнь долгожданный проект по производству Volga Siber. Но как оказалось на практике, он был неудачным. С конвейера сошло всего 1718 седанов, а реализовано было меньше половины – 418 штук. Также из-за кризиса в 2009 году был продан завод в Британии, где выпускались автомобили марки Maxus. Постепенно модель была выведена и из российского рынка. Чтобы хоть как-то увеличить количество продаж, цена на разработанную «Газель» была сброшена до 6 000 долларов. Но и это не помогло, удалось продать всего 600 машин.Горьковский автомобильный завод. История автомобилестроения. Автомобилестроение в России

После этого попытки выйти из кризиса не закончились, и впервые начался серийный выпуск машин марки «Газель-Бизнес». Авто имело ряд модификаций и относительно доступную цену, что немного привлекло покупателей. Были предприняты и другие меры, благодаря которым удалось хоть немного выровнять экономическую ситуацию – это был большой шаг, который сделал Горьковский автомобильный завод. «ГАЗ» выпустил дизельную модификацию автомобиль «Газель-Бизнес». И уже в 2010 году конструкторы приступили к проектированию 4-х тонного грузовика с двигателем объёмом 3,8 литра. В конце декабря было подписано соглашение с Daimler о выпуске Mercedes-Benz Sprinter на мощностях «ГАЗ».

Заключение

Как вы видите, история Горьковского автомобильного завода довольно обширная и увлекательная, и на этом она не заканчивается. Дело в том, что в настоящее время «Группа ГАЗ» остается самым крупным производителем грузовых автомобилей, автокомпонентов, а также спецтехники на территории Российский Федерации. Что касается последних изменений, то это подписание соглашения в 2011 году с концерном GM о производстве Chevrolet Aveo на мощностях «ГАЗ». Летом был подписан еще один контракт длительностью на 8 лет — Volkswagen Group и «ГАЗ» заключили сделку на производство 110 000 машин в год. Уже в 2013 году в серийное производство выпущена «Газель Next». Изначально планируется спускать с конвейера порядка 50 единиц транспорта в сутки, а дальше увеличить это количество втрое и наладить экспорт в Турцию, Польшу и другие страны. Экономическая ситуация сейчас достаточно стабильная, и все конвейера работают, поэтому продажи обещают быть активными. Как уже было отмечено выше, история автомобилестроения на этом совсем не заканчивается. Будем надеяться, что отечественные производители порадуют нас новыми удивительными машинами.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.