Горбатый «Запорожец» — он тоже был любим

Легковые автомобили

С одной стороны, в том, как начиналась история этого автомобиля, нет ничего необычного. Такое бывало не раз, когда кто-то из руководителей страны, принимал волевое решение о производстве того или иного авто. Достаточно тривиально и освоение выпуска таких машин. Но вот когда все это собирается воедино, то история может оказаться очень любопытной для любителей ретро-техники, тем более если становятся известны подробности, касающиеся такой «знаменитой» машины, как горбатый «Запорожец».

Горбатый "Запорожец" - он тоже был любимКрестным отцом, если так можно выразиться, этого автомобиля был сам Хрущёв. В дополнение к обещанию о предоставлении отдельного жилья всем советским людям, он озаботился их моторизацией и решил обеспечить каждого личным автомобилем, в роли которого и должен был выступать горбатый «Запорожец». Машина, конечно, не виновата в заскоках правителей, тем более что прототип был выбран вполне достойный – «Фиат-600». Правда, реализация замысла могла быть проведена и лучше.

Разработку народного автомобиля выполняли на будущем АЗЛК, хотя на нём не было свободных производственных мощностей и, несмотря на постановление ЦК партии об освоении нового авто, их создавать не торопились. Вследствие этого с мотором для новой машины начались трудности, так как его просто негде было делать. Как в таких случаях водится, начались поиски из имеющихся аналогов.

Вместо родного четырёхцилиндрового двигателя водяного охлаждения, как на «Фиате», был выбран подготовленный к производству другой – мотор от авто «Фольксваген-Жук» с воздушным охлаждением. Он, кстати, и показал лучшие результаты при испытаниях относительно других претендентов, т. к. мог работать в тех же условиях, которые имел в моторном отсеке горбатый «Запорожец» – заднее расположение мотора и воздушное охлаждение. Под этот вариант и готовилась вся документация и технология производства.

Однако Госпланом СССР было принято волевое решение – перенести производство с завода «Москвич» на завод сельхозмашин «Коммунар» в Запорожье, в качестве мотора использовать аналог двигателя BMW, разработанный в НАМИ, и привлечь к работе специалистов из этого института. Сразу началась срочная переделка всей документации под новый двигатель, названный МеМ3965.

Для его установки потребовалось изменение кузова, мотор просто не умещался в предоставленные габариты. Коробка передач не стыковалась с таким двигателем, пришлось её менять, использовать другие передаточные числа в шестерёнках, поэтому потребовалось новое сцепление, и пришлось вносить другие изменения, в том числе и в подвеску. Тем не менее разработка была завершена, и машину назвали ЗАЗ-965. Положительным итогом всей этой неразберихи можно считать то, что опыт разработчиков военной техники оказался полезным в части удачной развесовки машины, что сказалось на отличной её проходимости.

Горбатый "Запорожец" - он тоже был любимПервый автомобиль был выпущен в 1960 году, в народе его стали называть «Запорожец горбатый». Фото, приведенное здесь же, показывает, что это был вполне симпатичный автомобильчик. Однако с началом производства все огрехи и недостатки, вызванные такой неординарной его подготовкой, вылезли наружу, что сразу потребовало проведения серьёзной модернизации машины. Но новая модель, 966-я, осваивалась очень тяжело, тем более что её главный вдохновитель и идеолог Хрущёв уже был отстранён от должности, а у нового правителя – Л. И. Брежнева, несмотря на его любовь к автомашинам, «горбатый» не встретил понимания.

Тем не менее этот автомобильчик оставался желанным многими советскими людьми, несмотря на все его недостатки, т. к. никакого другого они получить не могли. Его чинили, ремонтировали, модернизировали, он вызывал к себе повышенный интерес, этот горбатый «Запорожец»; тюнинг, который он проходил, творил порой с ним самые настоящие чудеса. И хотя он оставался героем многочисленных анекдотов, тем не менее для многих это была первая, а порой и единственная машина.Горбатый "Запорожец" - он тоже был любим

Горбатый «Запорожец», при всей его анекдотичности и недостатках, долгие годы был объектом слепой любви для многих советских людей. Он открывал перед ними мир из окна автомобиля, давал возможность путешествовать, дарил чувство внутренней независимости и свободы. И как бы его ни оценивали сегодня, умалить значение этого авто в истории вряд ли возможно.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.