Гидроусилитель руля – устройство, предназначенное не только для обеспечения комфорта, но и для улучшения безопасности при движении. Благодаря наличию этой детали, сохраняется контроль над машиной даже при разрыве передней шины.
Гидроусилитель руля был создан с целью снизить то усилие, которое прилагается водителем к рулевому колесу. Это имеет особое значение при управлении грузовыми автомобилями. Несмотря на сложность устройства и высокую стоимость, гидроусилители достаточно широко применяются в конструкции авто. Это, главным образом, связано с тем, что кроме своих основных функций, эти детали способствуют снижению передаточного отношения управляющего механизма. Благодаря этому уменьшается количество оборотов руля между крайними его положениями. Это, в свою очередь, способствует увеличению маневренности.
Гидроусилитель руля обеспечивает смягчение ударов, которые передаются на управляющий механизм при движении по неровностям дороги. В результате значительно снижается утомляемость водителя, а при разрыве передней шины не теряется контроль над управляемостью.
Гидроусилитель руля включает в себя несколько элементов.
Для обеспечения циркуляции и давления рабочей жидкости используется насос. Чаще всего применяются пластинчатые насосы, поскольку они отличаются высоким КПД и низкой чувствительностью к износу работающих поверхностей. Крепление насоса осуществляется на моторе, его привод обеспечивается от коленчатого вала посредством ременной передачи.
Распределение (направление) жидкости в определенную полость в гидроцилиндре либо обратно в бачок осуществляется посредством распределителя. Он может быть роторным или осевым. В первом случае подвижный элемент детали двигается поступательно, а во втором – вращается. Располагаться деталь может на одном валу с управляющим механизмом или на компонентах рулевого привода. Распределитель представляет собой высокоточный узел, достаточно чувствительный к масляному загрязнению.
Преобразование давления жидкости, а также движение поршня и штока, поворачивающего посредством системы рычагов колеса, осуществляет гидроцилиндр. Эта деталь может быть встроена в управляющий механизм или находиться между элементами привода и кузова.
Посредством рабочей жидкости (специального масла) осуществляется передача усилия от насоса по направлению к гидроцилиндру. В качестве резервуара для этой жидкости служит бачок, включающий в себя фильтрующий элемент. В пробке расположен щуп, при помощи которого определяется уровень жидкости.
Циркуляция жидкости по системе осуществляется посредством соединительных шлангов. Соединение гидроцилиндра, насоса и распределителя производится посредством шлангов высокого давления.
В современных конструкциях автомобилей применяется электронный блок. За счет него осуществляется корректировка работы гидроусилителя в соответствии со скоростью движения машины. Эта деталь обеспечивает дополнительную безопасность на высоких скоростях, поскольку водителю труднее повернуть резко руль, отклонив, таким образом, авто от траектории.
Чтобы гидроусилитель руля не вышел ранее срока из строя, рекомендуется следить за его работоспособностью. Для этого следует осуществлять определенные операции. Необходимо отметить, что ремонт гидроусилителя руля — процесс достаточно трудоемкий и требует определенной квалификации. Для предотвращения возникновения различных непредвиденных ситуаций специалисты рекомендуют регулярно проверять и регулировать (при необходимости) степень натяжения ремня привода, раз в год (или раз в два года) производить замену масла и фильтрующего элемента. Замена этих компонентов осуществляется и в случае, когда изменился цвет рабочей жидкости.