Генератор ВАЗ-2105: устройство, подключение, ремонт

Легковые автомобили

При запуске автомобиля теряется значительная часть электрического тока с аккумулятора. Чтобы возобновить этот заряд, в конструкции любого авто предусмотрен генератор. ВАЗ-2105 тоже им оснащается. Что это за элемент? Как он действует? Устройство и работа генератора – далее в нашей статье.

Характеристика

Данный элемент представляет собой узел, который преобразует механическую энергию в электричество. Главная функция, которую выполняет генератор ВАЗ-2105, – заряд аккумуляторной батареи. Устройство работает только при включенном двигателе, когда вращается коленчатый вал. На автомобилях от Авто ВАЗа (2105 не исключение) используют генератор переменного тока.

Где находится

Устройство располагается в передней части двигателя. Генератор ВАЗ-2105: устройство, подключение, ремонтГенератор приводится в действие от коленчатого вала. Чем выше расположен данный элемент, тем лучше. Ведь при попадании воды он моментально выходит из строя.

Устройство

Генератор ВАЗ-2105 состоит из множества узлов и деталей. Среди них следует отметить:

  • Статор.
  • Ротор.
  • Выпрямительный блок.
  • Щеточный узел.
  • Регулятор напряжения (в простонародье «шоколадка»).
  • Ролик ремня генератора.

Все вышеперечисленные элементы помещены в металлический корпус. Генератор ВАЗ-2105: устройство, подключение, ремонтЭлемент достаточно тяжелый и весит не менее одного килограмма.

О роторе

Основная функция данного узла создание магнитного поля. Вал ротора имеет обмотку возбуждения. Последняя помещена в две полюсные половинки, каждая из которых имеет 6 выступов. Также на валу предусмотрены контактные кольца. Благодаря им осуществляется питание возбуждающей обмотки. Дополнительно на валу ротора размещаются крыльчатки вентилятора и приводной ведомый шкив. Подшипник и ролик ремня генератора являются необслуживаемыми элементами.

Статор

Данный элемент служит для вырабатывания переменного тока. Статор объединяет в своей конструкции обмотку и металлический сердечник. Последний представляет собой набор пластин. В пазах сердечника используется петлевая либо волновая укладка обмотки.

Корпус

Он представляет собой две крышки – заднюю и переднюю. Генератор ВАЗ-2105: устройство, подключение, ремонтПоследняя размещается со стороны приводного шкива коленчатого вала. Обе крышки генератора соединяются при помощи нескольких длинных болтов. Материал изготовления – алюминий. Он легко рассеивает тепло и не магнитится, что очень подходит для работы генератора. Также на корпусе предусмотрены вентиляционные отверстия и «лапы» крепления.

Щетки

Они служат для передачи электрического тока на контактные кольца. Щеточный узел включает в себя два графитных элемента. Они прижимаются к основанию при помощи пружины. Все эти детали закреплены в корпусе – щеткодержателе. На последних генерациях данный элемент конструктивно объединён с регулятором напряжения и представляет собой единый неразборной узел.

Выпрямительный блок

Он необходим для преобразования синусоидальных напряжений, которые вырабатываются генератором. Данный блок представляет собой металлические пластины, на которых устанавливаются диоды. Также они выполняют функцию теплоотвода. Генератор ВАЗ-2105: устройство, подключение, ремонтВ выпрямительном блоке есть 6 силовых диодов (на каждую фазу – по два элемента). Имеется положительный и отрицательный вывод.

Обмотка

Двигатель ВАЗ-2105 с ремнем ГРМ имеет особую конструкцию обмотки. Она подключена через отдельную группу, которая состоит из двух диодов. Благодаря этим выпрямителям ток разряда не попадает в АКБ при неработающем двигателе. Некоторые автомобилисты дорабатывают конструкцию генератора. Если обмотку соединить по типу «звезда», а на вывод подключить два дополнительных диода, можно увеличить производительность элемента на 15-20 процентов.

Регулятор напряжения

Данный элемент служит для поддержания нормального уровня напряжения в бортовой сети. Генератор ВАЗ-2105 оснащается полупроводниковым регулятором напряжения. Благодаря этому, аккумулятор не страдает от перепадов напряжения. Обычно генератор дает заряд в пределах от 13 до 14.5 Вольта. При перезаряде пластины аккумулятора могут быстро закипеть.

Привод

Работает данный узел от ременной передачи. Скорость вращения ротора в 3 раза выше частоты оборотов коленчатого вала двигателя. Чем сильнее нажать на газ, тем выше выработка напряжения. На автомобилях классического семейства используют клиновой ремень.

Подключение

Чтобы подключить генератор, необходимо снять минусовую клемму с АКБ. Далее при помощи накидного ключа на 17 закручиваются два крепежных болта. Они крепят корпус к основанию двигателя. Затем устанавливается приводной ремень. При помощи ролика следует выставить его натяжение. Далее подключается клемма генератора со штекерами. Выход идет на АКБ через пластину-предохранитель. Затем заново подключается клемма аккумулятора и заводится двигатель. Устройство должно вырабатывать электричество и заряжать АКБ.

Неисправности и ремонт

Вначале отметим, что даже при серьезных неисправностях генератора ремонт ВАЗ-2105 можно произвести своими руками. Итак, первая возможная поломка – это межвитковые замыкания, либо обрыв отмотки якоря. Симптомы – генератор отказывается вырабатывать ток. На панели приборов горит красная лампа с аккумулятором. Такие замыкания можно определить при помощи омметра, замерив сопротивление тока. Иногда обрыв выявляется методом визуальной диагностики.

После разборки генератора необходимо осмотреть места соединения проводов щеток и контактных пластин, а также пайку выводов катушки на контактные кольца. Как производится ремонт ВАЗ-2105? Если имеется обрыв, его можно устранить при помощи обыкновенного паяльника. Но если это замыкание «на корпус», здесь поможет только замена статора или якоря в сборе. Генератор ВАЗ-2105: устройство, подключение, ремонтСледующая неисправность касается выпрямительного блока. Симптомы – устройство не вырабатывает ток при исправном щеточном узле и при отсутствии обрыва обмотки. В данном случае причина неисправностей – это диодные мосты. В случае обрыва они не будут пропускать ток через себя либо пропускать в обоих направлениях (сопровождается коротким замыканием). Выпрямительный блок меняется целиком. Запчасти на ВАЗ-2105 стоят дешево. Цена нового диодного моста будет составлять порядка 400-500 рублей.

Неисправность регулятора напряжения

Иногда выходит из строя так называемая «шоколадка». Генератор ВАЗ-2105: устройство, подключение, ремонтКак определить неисправность регулятора напряжения? Симптомы – генератор дает заряд с избытком либо с недостатком. Батарея часто закипает или вовсе не заряжается. На панели приборов горит лампочка с аккумулятором. Стоит отметить, что это наиболее частая поломка.

Сколько стоят такие запчасти на ВАЗ-2105? Цена нового интегрального регулятора составляет 150 рублей. Отметим, что он одинаковый для всех классических моделей АвтоВАЗа и даже для запорожской «Таврии».

Как определить, что сломался именно регулятор? Для этого необходимо запустить двигатель ВАЗ-2105 с ремнем ГРМ и на средних оборотах включить все электроприборы: фары, печку, салонный свет. Далее при помощи вольтметра замеряем уровень напряжения на самом аккумуляторе, а после – между выводной клеммой и массой генератора. Если показания составляют от 12,5 до 14 Вольт, значит элемент исправен. Если значения слишком высокие или низкие, регулятор напряжения подлежит замене.

Шум при работе

Если наблюдается характерный шум в районе генератора, это может быть износ якорных подшипников. Чаще всего страдает передний элемент, так как на него возлагаются наибольшие нагрузки. После разбора генератора необходимо тщательно осмотреть состояние отверстий под подшипники. Если износ в нем оказался больше зазора между статором и якорем, требуется замена передней крышки генератора. Генератор ВАЗ-2105: устройство, подключение, ремонтВ противном случае якорь будет задевать полюс статора при работе. Подшипник подбирается не только по внутреннему и наружному диаметру, но и по ширине. Например, если это генератор «Бош», в переднюю часть якоря можно установить подшипник от опоры первичного вала КПП ГАЗ-24-10. В задней части на «Классику» используются элементы от «Таврии» и «Москвича». Стоит отметить, что на генераторе напряжения ВАЗ-2105 обмотка питается через контрольную лампу панели приборов. Поэтому при обрыве цепи, если устройство перестало вырабатывать ток, нужно «прозводить» путь от обмотки на эту лампочку. Рекомендуется использовать мультиметр.

Заключение

Итак, мы выяснили устройство и неисправности генератора переменного тока на автомобиле ВАЗ-2105. В большинстве случаев ремонт можно произвести своими руками. А стоимость запчастей для генератора редко превышает отметку в тысячу рублей. Одна из самых дорогих деталей – это диодный мост. Кстати, он подходит с других моделей «Классики».

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.