Всем известна главная транспортная проблема крупных городов с интенсивным дорожным движением — пробки и заторы. Перехватывающие парковки — мера, которая может помочь убить сразу двух зайцев: снизить число стихийно возникающих скоплений припаркованных машин и стимулировать людей пересаживаться на общественный транспорт. Но тут есть два нюанса.
Во-первых, перехватывающие парковки способны снизить количество автомобилей на дороге в основном за счет так называемой маятниковой миграции, то есть людей, приезжающих в город из области на работу. Поскольку езда в электричках — удовольствие сомнительное, как правило, такие люди по возможности передвигаются на автомобилях. В теории житель области доезжает до парковки, оставляет там свое транспортное средство на весь день и пересаживается в метро или на автобус, на которых доезжает до своей работы, при этом не стоя в пробках и не создавая их, а также не занимаясь поиском парковочного места в пешей доступности от места работы. И тут вступает в силу такой фактор, как расположение стоянки. Редко кто, почти доехав до работы, захочет оставлять авто и пересаживаться в автобус, уж проще добраться до места назначения. Поэтому все перехватывающие парковки должны располагаться на дальних подступах к центральной части города, но при этом обладать удобством в смысле пересадки с личного транспорта на общественный.
Во-вторых, можно сказать, что общественный транспорт, в частности, метрополитен и так довольно серьезно загружен, поэтому неизвестно, выдержит ли он значительное увеличение пассажиропотока. Именно поэтому развитие сети общественного транспорта должно происходить одновременно со строительством парковок.
В обеих российских столицах сейчас активно строятся перехватывающие парковки. Москва на данный момент располагает 15 парковками близ следующих станций метро: Волоколамская, Строгино, две на Славянском бульваре, Бульвар Дмитрия Донского, Аннино, Выхино, по четыре на Шипиловской и Зябликово. Общее количество парковочных мест превышает 3,6 тысяч. До конца 2013 года планируется организация еще 8 парковок на 4 станциях метро: Измайловской, Новокосино, Красногвардейской и Бульваре адмирала Ушакова.
В Питере тоже есть перехватывающие парковки. СПб на данный момент может
похвастаться 9 прекрасными парковками рядом со станциями метро Академическая, Ладожская, Обухово, проспект Просвещения, площадь Александра Невского, Ленинский проспект, Парнас, Политехническая. Их общая вместимость составляет 1345 машиномест. В течение года в Санкт-Петербурге планируют открыть еще 4 парковки возле станций Комендантский проспект, Гражданский проспект, Пионерская и Кировский завод.
Перехватывающие парковки должны быть удобными и не слишком дорогими. Кроме того, количество мест должно быть достаточным, чтобы вместить всех желающих, иначе инициатива потеряет смысл. Перехватывающие парковки будут работать как по коммерческим, так и по льготным тарифам. Оставлять легковой автомобиль на парковке можно бесплатно при условии совершения 2 поездок на метро.
Поскольку опыт использования таких стоянок еще недостаточен, судить об эффективности подобной меры рано. Однако лишние парковки в загруженных транспортом городах не помешают, так что будем надеяться, что проекты пересадочных узлов и новых станций метро будут в дальнейшем предусматривать места под парковки.