ГАЗ – это крупнейший автопроизводитель, начавший выпускать продукцию в городе Нижнем Новгороде. В первые годы своей работы ГАЗ выпускал «фордовскую» продукцию. Для реалий русского климата двигатель этой серии машин подходил плохо. Поставленную задачу наши специалисты решили, как всегда, быстро и без излишних заморочек, взяв за основу (фактически скопировав) нового двигателя ГАЗ-11 американский нижнеклапанный «Додж-Д5». Да, это была старая модель, но показала она себя только с хорошей стороны. Более того, этот «движок» идеально подходил под требования маршала Ворошилова о командирской машине, создание которой поручили ГАЗу.
История создания
Будущий лауреат пяти Сталинских премий, ведущий конструктор ГАЗа А. А. Липгарт, в середине 30-х годов прошлого века выехал в США для ознакомления с процессом производства, в том числе и двигателей. Несмотря на существующий с фирмой «Форд» официальный договор о поддержке при создании на ГАЗе новых моделей, он выбрал крайслеровский двигатель.
Преимущества двигателя
- Конструкция проверена временем и практически идеально подходит к климатическим условиям эксплуатации в СССР.
- Удельная мощность в полтора-два раза превосходит действующие фордовские и, соответственно, советские ГАЗ-А и ГАЗ-М1.
- Технологичность изготовления этой достаточно облегченной конструкции, весившей чуть более трехсот килограмм. За исключением поршней, для его производства не требовались цветные металлы, столь дефицитные в СССР.
- За счет высокой степени сжатия мотор требовал меньше топлива.
- Несмотря на почти десяток лет эксплуатации, агрегат имел достаточно технических новшеств (полная фильтрация масла, биметаллические вкладыши, термостат, система вентиляции и прочее).
В СССР все размеры перевели в метрическую систему счисления, по возможности все упростили и, выдав за очередной прорыв пролетарской инженерной мысли, запустили в производство двигатель ГАЗ-11, который успешно трудился до конца прошлого века, а на раритетных авто работает и по сей день. Справедливости ради надо отметить три параметра, по которым разработчики обошли крайслеровский мотор:
- Установлен плавающий маслоприемник насоса (на прототипе закреплен жестко).
- Шестеренчатая передача газораспределителя (на прототипе – цепная).
- Установлен экономайзер и насос-ускоритель (на прототипе их нет).
Интересный факт: последний вариант ГАЗ-11 установлен на грузовик ГАЗ-52. Это было в 1992 году.
Особенности и характеристики двигателя
ГАЗ-11 реально оказался удачным решением (при объеме 3,5 л его мощность составляла 76 лошадиных сил), и его выпуск начался за год до начала Великой Отечественной войны. Этим двигателем сначала оснастили грузовики ГАЗ-ММ и созданные на их базе броневики. Одобрили его и танкисты после установки на некоторые виды легких танков и самоходных установок.
Бензиновый двигатель ГАЗ-11 с чугунной головкой имел следующие характеристики:
- Материал блока – чугун.
- Тип – бензиновый карбюраторного типа.
- Объем – 3480 кубических сантиметров.
- Число цилиндров и тактов – соответственно 6 и 4.
- Диаметр цилиндра – 8,2 сантиметра.
- Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4.
- Число клапанов – 12.
- Ход поршня – 11 сантиметров.
- Сила сжатия – 5,6 (на моторах с алюминиевой головкой блока – 6,5).
- Мощность – 76 лошадиных сил (с алюминиевой головкой – 85).
- Число оборотов в минуту – 3,4 тысячи (далее этот показатель был увеличен до 3,6 тысячи).
- Система питания – карбюратор.
- Охлаждение – жидкостное.
Автомобили ГАЗ-61, на которых был установлен данный двигатель, начали выпускать зимой 41-го года, это были командирские машины. На одной из них ездил генерал Георгий Жуков. По окончании войны его ставили на грузовики ГАЗ-51. Имелось намерение поставить бензиновый ГАЗ-11 на послевоенную новую разработку – автомобиль «Победа», но Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин отметил, что в послевоенных трудных условиях шесть цилиндров – это роскошь. На ГАЗе незамедлительно выпустили четырехцилиндровый вариант.
Модернизации ГАЗ-11
В результате модернизации появились следующие модификации ДВС:
- ГАЗ-51 – четырехтактный (на производство этих моторов даже была приобретена лицензия), мощность не превышала 70 лошадиных сил.
- ГАЗ-12 — алюминиевая головка цилиндров, без ограничителя оборотов, 2-камерный карбюратор, увеличенная мощность — до 90 лошадиных сил.
- ГАЗ-52 – степень сжатия увеличилась до 7. Агрегат работал на бензине А-76 и сжиженном газе пропан-бутан, имел фильтр грубой очистки (фильтр-отстойник).
Линейка автомобилей с мотором ГАЗ-11 и его модификациями:
- ГАЗ-61.
- ГАЗ-64.
- ГАЗ-11-40.
- ГАЗ-61-40.
- ГАЗ-11-73 (знаменитая «эмка»).
- ГАЗ-67.
- ГАЗ-69 (предок всех современных УАЗов).
- ГАЗ-11-415.
- ГАЗ-М415 (пикап).
- ГАЗ-11-417 (упрощенный кузов).
Также были грузовики:
- ГАЗ-ММ.
- ГАЗ-51.
- ГАЗ-52.
- ГАЗ-53.
- ГАЗ-62.
- ГАЗ-63.
- ГАЗ-66.
- ГАЗ-33.
- ГАЗ-34.
Другие модификации:
- Бронеавтомобиль ЛБ-62.
- Аэросани КМ-5.
ГАЗ-11-40 было сделано несколько экземпляров, которые позже переделаны в ГАЗ-61-40. ГАЗ-61 — менее 200 штук, и из-за нехватки материалов перешли на выпуск более простого в изготовлении внедорожника ГАЗ-64 (меньше размер, четырехцилиндровый двигатель, жестяной кузов).
«Эмка»
ГАЗ М-1 — это одно из самых известных авто, на которое устанавливали двигатель ГАЗ-11. Данный автомобиль серийно производился в период с 36-го по 42-й год. Всего было выпущено более 62 тысяч таких моделей.
Дизайн данного автомобиля был характерным для тех годов. Машина получила классический обтекаемый кузов с модными для тех времен широкими крыльями. Фары располагались в верхней их части и были круглыми. Отличительная черта – вертикальная решетка радиатора. Бамперы, как и другие кузовные элементы, были из металла. Автомобиль укомплектовывался механической коробкой передач на три ступени. Объем бака автомобиля — 60 литров. Максимальная грузоподъемность советской «эмки» составляла 500 килограмм.
Модель 66-11
С середины шестидесятых годов до конца прошлого века производилась очень хорошая модель грузовика – двухосный, полноприводный ГАЗ-66 и его модификации, в том числе ГАЗ-66-11, который перевозил всего 2 тонны груза.
Интересно! Впервые в СССР на этом грузовике был установлен V-образный двигатель, имевший 8 цилиндров с объемом 4,25 литра и мощностью до 120 лошадиных сил.
Модель 53-11
Опытная модель грузового автомобиля ГАЗ-53-11 создана в 1972 г. Отличалась оригинальным дизайном и пневмогидравликой тормозов, но в «серию» не пошла. Все ее наработки достались четырехтонному грузовику ГАЗ-53-12, выпускавшемуся с 1983 г.
Заключение
Двигатель ГАЗ-11 ставился не только на автомобили, бронетранспортеры и танки. В 1939 г. был подготовлена его модификация для морских и речных судов. Осенью 1941 г. она была утверждена к принятию на вооружение ВМФ. Однако в массовое производство она не пошла, так как требовалось много моторов (ГАЗ-202 и ГАЗ-203) для танков Т-30, Т-40, Т-60, Т-70 и СУ-76 (мотор ГАЗ-15).
Для легкомоторной авиации разработана модификация авиационного мотора ГАЗ-85, мощностью 85 лошадиных сил, где вместо КПП был смонтирован редуктор.
Интересно! 21 июня 1941 г. ГАЗ выпустил миллионный двигатель со дня введения завода в строй. Это был именно ГАЗ-11.