Фобии передаются от родителей: учимся не формировать страхи у ребенка

Если младенцы и дошкольники боятся пауков, змей и высоты, это обычно связано с тем, что у их родителей есть такие же страхи. В течение многих лет ученые Карен Э. Адольф, Кари С. Кретч, Ванесса Лобу из университета в Нью-Йорке интересовались вопросом о том, как возникает страх перед пауками, змеями, высотой и незнакомцами. Они провели множество исследований и опубликовали несколько статей в PubMed. Почему же возникает страх?

Теории ученых

Очень соблазнительно приписать это эволюции. Идея состоит в том, что эти вещи представляют опасность и угрожают выживанию. Поэтому мы эволюционировали, чтобы их избегать.

Психоаналитические теории и теории привязанности также предлагают привлекательное объяснение страха перед незнакомцами. Одна из концепций заключается в том, что страхи жестко запрограммированы в нас с рождения. Согласно другой теории, страхи очень легко приобрести и трудно устранить.

Фобии передаются от родителей: учимся не формировать страхи у ребенка

Американские исследователи обратили особое внимание на страх перед пауками, змеями, высотой и незнакомцами, поставив бесчисленные эксперименты, чтобы проследить их появление. Было выяснено, что создаются ситуации, когда ожидается страх. Тогда реакции ребенка интерпретируются как испуг.

Эксперты пришли к совершенно разным выводам о том, как возникает страх перед пауками и другими объектами. Как оказалось, эти фобии передаются от родителей и сверстников.

Четыре проблемы

Первое наблюдение состоит в том, что младенцы не боятся пауков, змей, высоты и незнакомцев. В действительности они интересуются этими объектами и хотят больше их исследовать.

Младенцы проявляют пристальное внимание к змеям и паукам. Если их изображения на экране сопровождаются устрашающими звуками, внимание детей к ним становится еще больше.

Младенцы протягивают руку, чтобы коснуться изображения на экране. Они просто не знают, что эти существа чем-то опасны. Поэтому дети всматриваются в них, желают их исследовать.

Фобии передаются от родителей: учимся не формировать страхи у ребенка

Реакция на высоту и незнакомцев

Многие дети реагируют на высоту примерно одинаково. Столкнувшись с крутыми обрывами, спусками, мостами и провалами, они проводят большую часть времени, глядя вниз через край. Пока они это делают, их выражение лица преимущественно позитивное или нейтральное, ведь дети не знаю, что может случиться, если они упадут вниз.

Также малыши часто уделяют повышенное внимание незнакомцам, улыбаются и предлагают им игрушки. В лабораторных исследованиях младенцы не склонны отрицательно реагировать на присутствие постороннего человека.

Второе наблюдение, касающееся существующих исследований, заключается в том, что многие реакции, которые интерпретируются как страх, вообще не могут считаться симптомами фобии. Быстро заметить пауков и змей и заинтересоваться этими существами — это не то же самое, что бояться их.

Как отмечалось выше, во время всех исследований, проверок, тестов младенцы редко проявляют отрицательные эмоции. Даже учащенное сердцебиение не является признаком страха. Младенцы часто улыбаются, когда у них учащается сердцебиение.

Более того, ребенок не реагирует негативно на объективно опасную ситуацию, например, на более широкую пропасть, которую нужно преодолеть. Мы не склонны объяснять страх тем, что животное избегает крутого спуска. Как утверждают американские ученые, мы должны смотреть на младенцев таким же образом.

То же самое и с незнакомцами. Серьезное выражение лица или прекращение игры при появлении чужого человека вряд ли будет означать страх.

Фобии передаются от родителей: учимся не формировать страхи у ребенка

Все зависит от контекста ситуации

Ученые выяснили, что реакция младенца зависит от контекста, в котором происходит встреча с объектом. Дети более позитивно реагируют на незнакомцев, когда они находятся дома или с родителями. Если человек быстро приближается, а затем прикасается к младенцу или пытается поднять его, ребенок, скорее всего, отреагирует более негативно. Но даже в эксперименте, где младенцы сидели одни на полу и были взяты на руки незнакомцем, 40% продолжали улыбаться или оставались нейтральными.

Кроме того, реакция младенцев зависит от их собственного темперамента или способностей.

Если препятствие невозможно преодолеть, они, вероятно, начнут его исследовать. Например, они могут что-то бросить в пропасть или постараться потрогать крутой обрыв руками. Они также начинают искать альтернативы, например, держаться за опору или менять позу из вертикального положения в положение лежа, сидя и откидываясь назад.

Если они несут груз на плечах или имеют скользкую обувь, они становятся более осторожными. По отношению к незнакомцам одни младенцы более напуганы, чем другие. Одни дети склонны реагировать более негативно, чем другие.

Несмотря на все внимание к страхам перед пауками, змеями, высотой и незнакомцами, эти фобии в действительности не так распространены. Они встречаются у младенцев и дошкольников. Лишь 5% взрослых сообщают о боязни высоты, а 3–6% говорят о боязни пауков и змей. Боязнь незнакомцев среди взрослых также встречается чрезвычайно редко. Связанная с этим проблема (социальная фобия) затрагивает около 11% населения.

Фобии передаются от родителей: учимся не формировать страхи у ребенка

Настоящий источник страха

Когда младенцы и дошкольники боятся пауков, змей и высоты, это обычно связано с одними и теми же страхами их родителей. Имеются данные о том, что 89 % сильных страхов у детей дошкольного возраста возникают из-за устного объяснения угрозы, которое дают родители или друзья, или из-за того, что дети увидели что-то страшное в средствах массовой информации. Точно так же дети могут наблюдать, как их родители на что-то со страхом реагируют, и извлекать уроки из этого.

В одном эксперименте 12-месячные дети больше боялись преодолеть 30-сантиметровый перепад, когда их матери показывали испуганное лицо, и меньше боялись, когда видели своих матерей счастливыми.

Как возникает страх

Страх возникает из-за серии оценок значимости события. На раннем этапе определенная область мозга (миндалевидное тело) активируется и возбуждает человека, готовя его к возможным действиям.

Страх возникает в конце процесса, когда угроза кажется неминуемой.

Как следует строить будущее исследование страха

Ученые рекомендуют более точно определять страх. Они предполагают наличие отрицательной эмоциональной реакции и еще одну поведенческую реакцию, такую ​​как избегание, или физиологическую реакцию, такую ​​как учащенное сердцебиение.

Кроме того, реакция должна расти по мере увеличения угрозы. Во многих исследованиях слова «страх», «беспокойство» и «настороженность» используются в качестве синонимов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.