«Если бы мы перестали верить и вести православный образ жизни, мы перестали бы существовать»: русская община старообрядцев на Аляске

На Аляске уже долгие десятилетия живет русская община старообрядцев, которая переселилась сюда через Китай, Бразилию и Орегон. Они смогли обосноваться на далеком севере в самых суровых условиях вдали от цивилизации и забот современного мира. Как им удается выживать и поддерживать свой быт, сохранять культуру и традиции предков? Эти люди говорят, что им помогает сама природа, подпитывая энергией и придавая сил жить дальше.

Начало истории села Николаевск

"Если бы мы перестали верить и вести православный образ жизни, мы перестали бы существовать": русская община старообрядцев на Аляске

На полуострове Кенай на Аляске есть небольшое селение Николаевск. Люди здесь живут по старинным обычаям и канонам русской православной церкви. Они занимаются исконным промыслом, ремеслами, дошедшими от далеких предков, живут в соответствии с Законом Божьим. Перед каждым приемом пищи все члены клана встают перед иконами, молятся в унисон, поют древнеславянское песнопение, а потом дружно крестятся двенадцать раз.

В 1968 году клан Якуниных был не таким многочисленным. Они переехали в эти места небольшой артелью и сразу принялись за возведение русской православной деревни. Ей дали название Николаевск — по имени главы общины. Это был клан старообрядцев — русского православного сообщества, вышедшего из состава церкви еще в 1666 году. С тех пор они кочевали веками, пока не нашли идеальное место для защиты своих традиций от нападок.

Традиции неизменны с XVII века

"Если бы мы перестали верить и вести православный образ жизни, мы перестали бы существовать": русская община старообрядцев на Аляске

Женщины в общине носят самобытные атласные платья с орнаментом бирюзового, розового, красного цветов. Они все одинаковые и скрывают их тело до самых кончиков пальцев. Волосы замужних женщин завязаны шарфами, такими же яркими, как и сами платья. Мужчины не бреются и не стригутся, потому у них густые, пышные бороды, а волосы завязаны сзади в хвост.

Главой общины является отец Николай — он же местный священник. Сан ему дали сами члены клана еще в 1983 году после того, как старообрядцы жили столетия без духовенства. За ним сан получит его старший сын, от него он перейдет к внуку. Не у всех старообрядцев есть духовенство, это раскололо общину на два лагеря. Но отец Николай говорит: «Если мы перестанем ходить в церковь и верить, нас просто не станет, мы исчезнем».

Начало поисков новой обители

"Если бы мы перестали верить и вести православный образ жизни, мы перестали бы существовать": русская община старообрядцев на Аляске

Прежде чем отправиться в скитания по всему земному шару, старообрядцы мирно и тихо проживали в самой отдаленной части Сибири. Лишь в 1666 году начались беспорядки, когда местный глава православной церкви самолично изменил русские православные молитвенники и традиции. Отец Николай говорит: «Людям навязали новую веру. Они вынуждены были принять это. Отступников просто убивали».

Для старообрядцев новые правила показались дикостью. Например, изменились многие молитвы, по-другому надо было называть Иисуса, иначе креститься. Они отвергли реформы, посчитав их анархическими. За это государство убило или заключило в тюрьму всех, кто не успел уйти из тех мест. Семья Якуниных решила податься в бега, чтобы спасти себя и свою веру, свои традиции.

Долгая дорога и жизнь в Китае

"Если бы мы перестали верить и вести православный образ жизни, мы перестали бы существовать": русская община старообрядцев на Аляске

Отец Николай вспоминает, что свое сибирское село они покинули за одну ночь. Стояла морозная зима, благодаря метровому льду семье удалось перейти по замерзшей реке в Маньчжурию, а оттуда попали в Китай. Община обосновалась в городке Харбин, где прожили вплоть до конца Второй мировой войны.

К новой среде старообрядцы адаптировались быстро. Отец Николай рассказал, что его родитель зарабатывал ловлей тигров для зоопарков и охотой. Также они продавали лосиные рога китайцам, из которых те делали лекарство. В семье до сих пор хранится фотография, на которой позируют бородатые русские, склонившиеся над убитым тигром.

Как только в 1949 году японцы покинули Китай, Якуниным снова пришлось бежать. Китайское правительство пригрозило общине арестом, ведь у них не было никаких документов. Один из членов общины Акати Калугин вспоминает: «У нас нет ни паспортов, ни сертификатов. Мы словно призраки».

Дальнейшие поиски убежища

"Если бы мы перестали верить и вести православный образ жизни, мы перестали бы существовать": русская община старообрядцев на Аляске

Возвращаться в СССР Якунины не захотели, да и не могли, ведь там их бы сразу же отправили в тюрьму, как дезертиров. Многие страны в те годы запретили принимать у себя религиозных беженцев. Тогда клан старообрядцев Якуниных отправился в Бразилию. Там они могли не волноваться, что пострадают за свою веру, но и прокормиться в чужой стране было нелегко.

Семья отца Николая были подсобными фермерами, они тяжело работали, не получая за это почти ничего. Глава общины вспоминает: «У нас было две коровы, мы их доили, делали сливки и масло, а потом продавали в городе. Но это стоило дешево, мы еле выживали». Также им было трудно адаптироваться к местному климату и обилию ядовитых животных. Несколько детей из клана умело от укусов скорпионов и змей.

Конечная точка — Аляска, США

"Если бы мы перестали верить и вести православный образ жизни, мы перестали бы существовать": русская община старообрядцев на Аляске

Семья Калугиных снова стала искать убежища, когда в разгар холодной войны Роберт Ф. Кеннеди предложил убежище религиозным общинам. Старообрядцы переехали в США и поселились кто в Нью-Джерси, кто в штате Орегон. Отец Николай вспоминает: «В первый же день в Орегоне родителям дали работу. Им каждый день платили наличными, мы могли покупать продукты, началась совсем другая жизнь».

"Если бы мы перестали верить и вести православный образ жизни, мы перестали бы существовать": русская община старообрядцев на Аляске

Но вскоре в Орегоне началась урбанизация, стали стремительно отстраиваться города, жизнь забила ключом. Старообрядцам стало трудно существовать рядом с современным миром, полным «черных» соблазнов. Клан Якуниных продолжил миграцию, так они дошли до полуострова Кенай. Он и стал их постоянным домом.

Новое селение — старые традиции

"Если бы мы перестали верить и вести православный образ жизни, мы перестали бы существовать": русская община старообрядцев на Аляске

Поначалу люди долго жили в палатках, не решаясь строить постоянное жилье. Они пыталась вести натуральный образ жизни, и вскоре поняли, что здесь их безопасности ничего не грозит. Тогда старейшины стали строить поселок. Уже к 2013 году Николаевск стал полноценным селом с населением около 350 человек. Правда, число жителей постепенно сокращается.

Чтобы найти себе невесту, мужчины уезжают в Орегон. Браки внутри клана под запретом, но пока проблем с поисками второй половины у семьи не было. Главным промыслом общины является рыбалка. На ней им удается зарабатывать немалые деньги и покупать все, что нужно для ведения хозяйства. Раскол в общине произошел, когда старейшины решили избрать священника и построить церковь. Несколько семей покинули Николаевск и основали свои хутора в более отдаленных частях полуострова Кенай.

Главное — сохранить свою веру и уклад

"Если бы мы перестали верить и вести православный образ жизни, мы перестали бы существовать": русская община старообрядцев на Аляске

Посторонние в сообществе не приветствуются, село Николаевск — тихое и уединенное место. На въезде установлены два знака запрета проникновения. Здесь нет магазинов, но есть школа и церковь, а вернее, молитвенный дом. Для старообрядцев современный мир — нечто враждебное. Их опыт, их история — это то, что они считают своей главной ценностью, тем, что они хотят защитить и сохранить для будущих поколений.

Угроза модернизации всегда существует, но пока Николаевску удается сохранять свои исконные традиции. Например, 19 декабря вся община празднует день Святого Николая. Проводится пятичасовая церковная служба, женщины надевают традиционные атласные платья, мужчины садятся за отдельный стол, женщины сидят рядом за своим столом, а дети — на лавках в углу.

Отец Николай восседает в передней части перед алтарем. Он начинает говорить речи на старославянском языке, все смиренно слушают. Потом семейство лакомится похлебкой из палтуса и лосося. Иногда отец Николай прерывает празднество молитвой, все встают и вторят своему старейшине. И так будет продолжаться в клане Якуниных еще многие десятилетия, и быт будет таким же, как у их отцов и прадедов. И традиция сохранится, несмотря ни на что.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.