Эффект масштаба

Любая компания, планируя свою долгосрочную работу, должна не только комбинировать различные факторы производства, но и менять их количество, правильно применяя эффект масштаба. Как известно всем, изменение разных факторов в одной пропорции приводит к совершенно разным результатам. По определению эффект масштаба в экономике является соотношением между изменением объемов выпуска товарной продукции и затрат производственных факторов.

Математическое свойство этой производственной функции позволяет описать взаимосвязь объема и эффективности ресурсов. Это понятие отвечает на вопрос, что происходит с выпуском продукции в тот момент, когда ресурсы (факторы) увеличиваются одинаково пропорционально. Поскольку эффект масштаба подразумевает, что эти факторы являются величинами переменными, вся концепция этого показателя является довольно долгосрочной.
Существуют следующие варианты этого параметра, в зависимости от величины полученного показателя:

  • постоянный или неизменный эффект, при котором объем выпуска изменяется в тех же пропорциях, что и факторные затраты;
  • положительный или растущий – при нем объем выпуска увеличивается гораздо больше, чем затраты производственных факторов;
  • отрицательный или снижающий – при нем объем выпуска увеличивается в гораздо меньшей пропорции, чем факторные затраты.

Эффект масштаба производства обусловливается следующими явлениями:

  • Отсутствием действия закона убывающей отдачи. Все факторы при этом являются переменными.
  • Недостаточной интенсивностью применения некоторых факторов. В этом случае, предполагается неизменность их соотношений.
  • Сохранение неизменным факторного соотношения при любом производстве и уровне выпуска товарной продукции позволяет четко проследить проявление ожидаемого эффекта масштаба. Для этого необходимо проанализировать полученную карту изоквант. В том случае, когда при одинаковой пропорции увеличения объемов факторов происходит сближение изоквант, это указывает на положительный эффект масштаба; ну а если они разошлись, то имеется отрицательный эффект; если они сохраняют свой шаг, то получен постоянный эффект. На самом деле не существуют законов, регулирующих направленность действия этого показателя, и определение его характера можно получить только эмпирическим путем.

    Существуют определенные факторы, которые благоприятствуют росту отдачи эффекта масштаба:

    • рост производительности труда (при глубоком его разделении);
    • размерный фактор (выпуск более мощной продукции при сохранении имеющейся технологии);
    • использование новейших технологий и современной техники;
    • максимальная загрузка имеющихся мощностей;
    • использование специализации в управлении и более квалифицированной рабочей силы.

    Существуют и факторы, которые противодействуют росту этого показателя:

    • трудности в координации и управлении;
    • рост аварийности и появление узких мест;
    • рост затрат на сбыт продукции и транспортные расходы;
    • увеличение административных расходов.

    Длительность и характер эффекта масштаба всегда обусловлены спецификой и особенностями технологии, поэтому для определенной отрасли характерен какой-то оптимальный объем производства. Основным вопросом в организации какого-то вида бизнеса является вопрос о том, какие же предприятия станут более эффективными: мелкие или крупные. Понятие величины масштабов предприятия определяется объемами соответствующего рынка сбыта. Растущий эффект масштаба нередко возникает при наличии больших возможностей у крупнейших предприятий. Типичным образцом такого производства является авиационная индустрия.

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.