Речь выполняет много функций в жизни человека, главной из них является коммуникативная, то есть с помощью речи человек общается, это орудие и средство для общения в обществе. Цели общения различны — это и поддержание контактов, и обмен информацией. Активно осваиваются функции речи еще с раннего возраста. Именно ее формирование стимулирует ребенка к овладению родным языком.
Диалогическая речь у детей выступает как важная форма речевого общения, в ее глубинах зарождается связная форма выражения мыслей. Причем диалог может выступать как элементарный бытовой разговор, а может перерасти в мировоззренческо-философскую беседу.
Обучение диалогической речи – одна из главных задач развития речи дошкольников.
Понятие о речевой активности
Само понятие «диалогическая речь» включает два термина, каждый из которых нужно рассматривать отдельно.
Речь — это психический процесс, общение людей с использованием языковых средств. То есть человеческая речь используется для взаимодействия с окружающими.
Активность речевого общения – это важная функция человеческого сознания. Люди должны саморазвиваться, самоорганизовываться, формировать свою личность и характер. Они постоянно изменяются, меняют свой внутренний мир, и все это происходит в результате общения.
Главная задача речи – установление коммуникаций между людьми. Прежде всего, она необходима для общения: она позволяет высказать свои мысли и понять мысли своего собеседника.
Значение диалога в общении
С греческого языка слово «диалог» переводится как «беседа». То есть это такая форма общения, которая предусматривает обмен репликами. Они имеют определенный языковый состав, который формируется на фоне восприятия чужой речи.
Некоторые ученые считают, что диалог – это не просто форма речи, а один из типов поведения человека. Чтобы с ее помощью общаться и взаимодействовать с людьми, ребенку следует овладеть целым набором речевых и социальных навыков, которые он осваивает постепенно.
В ходе диалога люди обычно обмениваются мнениями и мыслями, каждая последующая реплика зависит от предыдущих высказываний собеседников. Следует отметить, что этот процесс происходит без предварительного обдумывания и формирования осознанного высказывания.
Обычно все диалоги кратки.
Речевая реакция
Психологи считают, что диалог нужно рассматривать как реакции, которые возникают между людьми. Это спонтанные реакции, и основаны они на определенной ситуации и репликах собеседника. Другими словами, диалог – это последовательность реплик, зависящих друг от друга.
Диалогическая речь – это форма и способ общения. Она состоит из высказываний, иногда принимает форму вопросов и ответов, пояснений и возражений. Во время диалога большую роль играют интонация, жесты, мимика, тональность. Все эти орудия речи вкладывают свой смысл в произнесенные высказывания, и даже иногда меняют их значение.
Если общаются несколько человек, то в научной среде этот диалог некоторые ученые называют полилогом.
Понятие о диалогической речи
Ученые связывают диалог с естественной потребностью общаться.
Обычно диалогическая речь сопровождается такими способами обмена мнениями и мыслями: тоном, мимикой, жестами. Несмотря на то что диалог краток, собеседники прекрасно понимают, о чем идет речь.
Во время ведения диалога люди, как правило, используют разговорный стиль, они выражают мнение кратко, порой обрывисто, часто недоговаривая фразы. Чаще всего используются простые предложения, бессоюзные. Связная диалогическая речь получается благодаря участию в процессе двух и более собеседников.
Шаблоны
Обычно диалогическая речь непроизвольна. Человек использует в ней всевозможные шаблоны, то есть устойчивые стереотипы. Он применяет в беседе свои собственные формулы общения, которые используются им в конкретной ситуации и по отношению к конкретной теме разговора. Речевые формулы позволяют облегчить общение.
Обычно в диалоге люди не используют сложных предложений. Чаще всего это сокращения, неправильные разговорные словообразования, сленговые формы.
Диалогическая речь у детей
Общение с ровесниками является важной составляющей для развития ребенка, его социального становления. Дети общаются постоянно, они упражняются в развитии речи, учатся коммуникации с помощью диалогов. Обучение диалогической речи способствует развитию самостоятельности.
Речь – это творческая функция ребенка, сфера проявления способности к познанию, саморазвитию, построению своего характера и личности через общение (диалог) с другими детьми и взрослыми, другими культурами и мирами.
Речь – это средство общения, понимания и высказывания. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи (совокупность логически сочетающихся предложений). В ней прослеживается тесная взаимосвязь умственного, психологического и речевого развития. Она решает следующие задачи: формирование словарного запаса, грамматического и фонетического строя. В связной речи видны все достижения ребенка в овладении языком.
Именно поэтому главной задачей в обучении малыша является развитие у него связной речи.
Длительное время учеными обсуждается вопрос, следует ли учить ребенка диалогической речи, или он овладеет этим умением спонтанно в результате общения с людьми. Практика показывает, что ребенка нужно учить правильно вести диалог, развивать у него навыки слушать и понимать, что ему говорят, учить его вступать в разговор, поддерживать его, задавать вопросы и отвечать на них, объяснять, аргументировать, возражать. Ребенок должен научиться всем этим навыкам, так как самая распространенная форма общения между детьми – это диалогическая речь.
Обучение диалогической речи в детском саду
Программой детского сада предусмотрено обучение этому умению. Работа по развитию речи направлена на формирование навыков, необходимых для общения.
Методические приемы развития речи делятся на три группы:
- наглядные;
- словесные;
- игровые.
К словесному методу развития речи относится беседа. Она применяется в том случае, когда у ребенка уже есть опыт и некоторые знания о предметах, явлениях, процессах. Как правило, она более эффективна с детьми возраста 5-6 лет.
Овладение родным языком, развитие диалогической речи — это важные приобретения ребенка в дошкольном возрасте.
Основной задачей детских садов является развитие и формирование у детей самостоятельной связной речи, то есть умения логично, четко, последовательно рассказывать о явлениях, событиях.
Особенности диалога
Особенностями диалогической речи являются следующие моменты:
- Участники данной формы общения, всегда знают, о чем идет речь.
- Диалог протекает всегда в конкретной ситуации и сопровождается интонацией, жестами, мимикой.
- Речь в нем может быть сокращенной, неполной, фрагментарной.
- В данной форме общения представлены повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.
- Речь представлена в виде простых предложений, в которых используются междометия и частицы.
- Речь носит ситуативный характер, зависит от обстановки и отношений между собеседниками.
- Каждая следующая реплика зависит от предыдущей.
- Речь краткая, так как собеседники прекрасно понимают друг друга, многое не произносится, а подразумевается.
Роль диалога в развитии ребенка
Диалогическая речь очень важна в развитии ребенка. Это позволяет ему лучше усваивать основы родного языка, научиться применять языковые средства для изложения своих мыслей.
Дети осваивают речь с помощью диалога — это практика общения с другими людьми и детьми. Речь пронизывает всю жизнь ребенка, именно поэтому она и является главным фактором, который влияет на формирование личности юного человека.
Но к сожалению, многие современные дошкольники умеют вести лишь простые формы диалога. Дети говорят кратко, не могут длительное время поддерживать разговор, редко сами начинают его. Они не способны рассуждать, аргументировать, доказывать. Но если ребенок не освоит навыки вести диалог, он не сможет развивать у себя монологическую речь.
Обучение диалогической речи возможно только при частых упражнениях, только таким образом дети овладевают основами фонетики, пополняют словарный запас, изучают грамматическое строение речи, расширяют кругозор. Диалоги позволяют ребенку развиться.
Основные составляющие диалога:
- связная речь;
- этикет общения;
- невербальное общение;
- умение поддерживать разговор;
- умение общаться во время выполнения совместных действий.
Занятия с детьми по развитию речи
Занятия с детьми проходят в детских садах таким образом, чтобы развивались способности и к диалогам, и к монологам. Это помогает ребенку свободно общаться.
Диалогическая речь у детей дошкольного возраста отличается в зависимости от возраста ребенка. У детей младшего возраста только формируется способность к пониманию окружающего мира. В это время закладываются основы для формирования речи малыша. Дети говорят много, они учатся правильно формулировать мысли, высказывать свои желания, отвечать на вопросы, задавать их. Они проявляют инициативу, сами начинают разговоры по самым разнообразным поводам.
Важно в этот возрастной период научить ребенка делиться впечатлениями. Пусть рассказывает, как и во что играл, что видел, кого встретил, пусть изучает способы прощаться и здороваться. Следует поощрять его к диалогу.
В возрасте 4-5 лет дети продолжают проявлять инициативу к началу диалога. Они продолжают учиться задавать вопросы, рассказывают о своих впечатлениях, переживаниях, эмоциях.
Необходимо научить ребенка отвечать на вопросы кратко и развернуто, коллективному общению. В это время закладываются основы культурного общения. Они учатся приветствовать и прощаться, правильно отвечать на звонок по телефону, не перебивать взрослых и так далее. Это все составляющие диалога, которые продолжают развиваться, а в возрасте примерно 6 лет у ребенка формируются навыки монолога.
Развитие и поддержание диалога возможно только при умении слушать собеседника и понимать то, что он говорит, умении задавать вопросы и отвечать на них. В диалоге развиваются навыки, необходимые для монолога, который и зарождается в диалогической речи.