Тормозной путь – это то расстояние, на которое переместится в направлении своего первоначального движения транспортное средство от начала работы тормозной системы и до полной остановки. Тут важно не путать это понятие с понятием остановочного пути. Остановочный путь – это такое расстояние, которое проедет транспортное средство с момента осознания водителем необходимости торможения и до прекращения движения транспортного средства. То есть к первому определению добавляем время, затраченное водителем, чтобы отреагировать, и время включения в работу тормозной системы, — и получаем второе. Оба этих понятия неразрывно привязаны к любому наземному транспортному средству, которое имеет тормозной механизм.
Тормозной путь зависит от большого количества факторов. Например, для автомобиля эти факторы будут такими:
-
параметры дорожного покрытия (грунтовка, асфальт, бетон);
-
качество и степень изношенности протектора (летняя резина зимой продлит путь до ближайшего препятствия, а зимняя летом выведет в луже на аквапланирование и туда же);
-
погодные условия (сухо, дождь, снег);
-
состояние самих тормозов (хороши ли колодки, не течет ли гидравлика и т.п.);
-
наличие или отсутствие антиблокировочной системы (АБС предотвращает блокирование колеса и позволяет при торможении эффективнее использовать силу трения и сохранять контроль над управлением);
-
степень загруженности автомобиля (чем тяжелей транспорт, тем большую инерцию он имеет);
-
начальная скорость (самый важный фактор, длина тормозного пути прямо зависит от квадрата скорости автомобиля).
Как понятно из вышеперечисленного, тормозной путь – величина непостоянная, эмпирическая и теоретический подход может определить ее очень неточно. Обычно по длине пути вычисляют начальную скорость транспортного средства при совершении ДТП. Для водителя же, наоборот, важно знать, сколько будет тормозить его авто на такой скорости.
Тормозной путь мотоцикла обычно больше, чем у автомобиля, потому что, во-первых, у него на два колеса меньше, то есть пятно контакта колес с дорогой маленькое, а во-вторых, есть два тормоза, передний и задний. Причем оба имеют свою специфику применения и нельзя просто «тормозить в пол». При совершении экстренного торможения контролировать мотоцикл значительно сложнее, чем автомобиль, и большая часть рефлексов водителя будет занята вопросом: «Как бы не убиться?», а не «Как бы быстрее остановиться?». Это вовсе не значит, что мотоциклист будет обязательно давить пешехода, в большинстве случаев он его просто объедет.
Тормозной путь поезда — это вообще отдельная тема. Все рельсовые транспортные средства могут двигаться или вперед, или назад, поэтому не будет заносов или переворотов. Машинисту не нужно контролировать направление движения, только работу системы торможения. В то же время коэффициент трения здесь низкий, масса большая и расстояние, которое пройдет рельсовый состав до полной остановки, часто более одного километра. Очень часто недооценка этой особенности поездов приводит к трагедии.
Важно помнить, что водитель любого транспортного средства должен выбирать безопасную скорость своего движения. Лучше четко осознавать, какой будет тормозной путь, чем смотреть потом, как его измеряют.