Что такое шхуна? Шхуна — это парусное судно, оснащенное не менее чем двумя мачтами и косыми парусами. Она легка в управлении, не требует наличия большого экипажа. А небольшая осадка позволяет шхуне быстро перемещаться даже по мелководью.
За свою историю шхуна много раз модернизировалась с целью повышения маневренности и устойчивости к волне. Ее использовали не только для путешествий по морям и океанам, но и как торговое судно, и даже как военно-морской корабль.
Что такое шхуна и как она устроена
Это небольшой корабль под управлением нескольких человек. Главная особенность двухмачтовой от иных типов парусов состоит в расположении самой высокой мачты судна или грот-мачты. На шхуне она располагается недалеко от кормы, чтобы не мешала шесту (гафелю) фок-мачты.
Что такое у шхун парусное вооружение. Основные типы такелажа подразделяются на:
- гафельные или бермудские — с косыми парусами;
- марсельные и брамсельные — шхуна снабжена дополнительным прямым парусом, брамселем;
- стаксельные — стаксель или треугольный парус ставится на переднюю мачту в качестве дополнительно управляемого паруса;
- парусами на шхунах управляют с палубы, на мачту забираться не нужно, как на других парусных судах.
Узкий корпус и большие паруса делали шхуны быстроходными, они развивали при попутном ветре скорость более 11 узлов. Особенно хорошо шхуна идет при боковых ветрах или под острым углом к ветру. Однако при попутном ветре шхуна становится плохо управляемой или рыскливой, когда виляет из стороны в сторону, уменьшая скорость передвижения.
Жемчужина для пирата
В первой половине 18 века шхуны получили большое распространение в Англии. Они использовались рыбаками, торговцами и искателями приключений — пиратами. Такая шхуна описана в романе Стивенсона «Остров сокровищ» — знаменитая «Испаньола».
Она была достаточно крупная — водоизмещением 200 тонн. Палубы делились на верхнюю и нижнюю. Что такое у шхун нижняя палуба? Она разделена на отсеки:
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
- в центральном находился грузовой трюм;
- в носовой части размещалась команда;
- кормовой отсек нижней палубы включал камбуз, каюты капитана и старшин экипажа;
- верхняя палуба была ровной, возвышаясь над нижней на 1,6-1,7 м;
- шхуны были популярны у пиратов из-за их быстроходности, маневренности и малой осадки.
Обычная пиратская шхуна в 18 веке была водоизмещением 100 тонн и несла на борту 8 пушек. Экипаж набирался до 75 человек. Недостаток — это малая дальность плаванья, поэтому приходилось заходить в порт для пополнения запасов еды и воды. Флибустьеры часто бросали старые корабли, затапливали их и добывали новые.
На войне, как на войне
Начиная с 19 века на шхунах стали увеличивать количество мачт и парусов. Самая большая семимачтовая шхуна была построена американцами на верфи Куинси и спущена на воду в 1902 году, она называлась «Томас У. Лоусон».
К слову сказать, наибольшее распространение шхуны получили в Америке. Они использовались для торговли, пассажирских перевозок, в военных целях.
Первая шхуна, созданная американцами в 1750-х годах для английского военно-морского флота, носила название «Барбадос». Она использовалась в войне с французами и индейцами. На корабле было 14 орудий и столько же вращающихся пушек.
Легендарный Джеймс Кук путешествовал на военных шхунах, исследуя берега Канады.
На фото: Японское море и шхуны у восточных рубежей России.
История клипера в России
В 1834 году фон Шанц — адъютант начальника Морского штаба России князя Меньшикова — едет в Северные штаты для приемки заказанного там пароход-фрегата «Камчатка». Там будущий контр-адмирал впервые увидел балтиморские шхуны и в них влюбился окончательно и бесповоротно. Они отличались от других шхун сильно наклоненными в стороны кормы высокими мачтами и большими парусами, которых могло быть всего три.
Позднее, получив службу в Кронштадте и далее на верфь в Або (теперь г. Турку), где строились корабли для российского императора по чертежам фон Шанца, была построена балтиморская шхуна «Опыт». Она предназначалась для службы в Каспийском море.
Несмотря на скептическое мнение окружающих, шхуна превосходно показала себя, выявив все положительные качества. Позднее, в 1847 году была заложена еще одна такая шхуна для службы на Балтийском флоте («Опыт»).
Шхуна «Опыт» за время службы много трудилась и совершила знаковые плавания.
Оснащение шхуны «Опыт»
Новый построенный парусник «Опыт» имел следующие параметры:
Водоизмещение шхуны составляло 82 тонны, при этом в ее трюме был уложен балласт для устойчивости на сильной волне около 9,6 тонн чугуна.
Шхуна — корабль гладкопалубный. Это лишает судно обычного трюма, поэтому запасы воды и провианта размещались не в центре, а по краям корабля.
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе
«Опыт», вооруженный двумя гафельными мачтами, нес только три паруса общей площадью в 346 кв. метра (фок, грот и кливер). Подробное описание шхуны «Опыт» было опубликовано в журнале «Морской сборник» в 1949 году. Именно по этим чертежам русскими моряками, потерпевшими бедствие на фрегате «Диана» у берегов Японии, была построена известная «Хеда».
Создание «Хеды» не только вернуло русских моряков на родину, но и открыло для Японии мир европейского кораблестроения.
Развитие кораблестроения и роль шхун
Шхуны сыграли благоприятную роль в развитии строительства кораблей многих стран. Голландцы разработали основные линии парусника, англичане первыми использовали их в военных целях, американцы модернизировали и приумножили, а русские подстроили под нужды своего флота, дав толчок новым изысканиям в кораблестроении. Лоцманские судна, перенявшие лучшие свойства балтиморских, использовались вплоть до 20 века. Трудно переоценить роль шхун в развитии торговых и политических отношений между странами.