Что такое шхуна: история, технические характеристики, фото

Что такое шхуна? Шхуна — это парусное судно, оснащенное не менее чем двумя мачтами и косыми парусами. Она легка в управлении, не требует наличия большого экипажа. А небольшая осадка позволяет шхуне быстро перемещаться даже по мелководью.

За свою историю шхуна много раз модернизировалась с целью повышения маневренности и устойчивости к волне. Ее использовали не только для путешествий по морям и океанам, но и как торговое судно, и даже как военно-морской корабль.

Что такое шхуна и как она устроена

Это небольшой корабль под управлением нескольких человек. Главная особенность двухмачтовой от иных типов парусов состоит в расположении самой высокой мачты судна или грот-мачты. На шхуне она располагается недалеко от кормы, чтобы не мешала шесту (гафелю) фок-мачты.

Что такое у шхун парусное вооружение. Основные типы такелажа подразделяются на:

  • гафельные или бермудские — с косыми парусами;
  • марсельные и брамсельные — шхуна снабжена дополнительным прямым парусом, брамселем;
  • стаксельные — стаксель или треугольный парус ставится на переднюю мачту в качестве дополнительно управляемого паруса;
  • парусами на шхунах управляют с палубы, на мачту забираться не нужно, как на других парусных судах.

Узкий корпус и большие паруса делали шхуны быстроходными, они развивали при попутном ветре скорость более 11 узлов. Особенно хорошо шхуна идет при боковых ветрах или под острым углом к ветру. Однако при попутном ветре шхуна становится плохо управляемой или рыскливой, когда виляет из стороны в сторону, уменьшая скорость передвижения.

Что такое шхуна: история, технические характеристики, фото

Жемчужина для пирата

В первой половине 18 века шхуны получили большое распространение в Англии. Они использовались рыбаками, торговцами и искателями приключений — пиратами. Такая шхуна описана в романе Стивенсона «Остров сокровищ» — знаменитая «Испаньола».

Она была достаточно крупная — водоизмещением 200 тонн. Палубы делились на верхнюю и нижнюю. Что такое у шхун нижняя палуба? Она разделена на отсеки:

  • в центральном находился грузовой трюм;
  • в носовой части размещалась команда;
  • кормовой отсек нижней палубы включал камбуз, каюты капитана и старшин экипажа;
  • верхняя палуба была ровной, возвышаясь над нижней на 1,6-1,7 м;
  • шхуны были популярны у пиратов из-за их быстроходности, маневренности и малой осадки.

Обычная пиратская шхуна в 18 веке была водоизмещением 100 тонн и несла на борту 8 пушек. Экипаж набирался до 75 человек. Недостаток — это малая дальность плаванья, поэтому приходилось заходить в порт для пополнения запасов еды и воды. Флибустьеры часто бросали старые корабли, затапливали их и добывали новые.

Что такое шхуна: история, технические характеристики, фото

На войне, как на войне

Начиная с 19 века на шхунах стали увеличивать количество мачт и парусов. Самая большая семимачтовая шхуна была построена американцами на верфи Куинси и спущена на воду в 1902 году, она называлась «Томас У. Лоусон».

К слову сказать, наибольшее распространение шхуны получили в Америке. Они использовались для торговли, пассажирских перевозок, в военных целях.

Первая шхуна, созданная американцами в 1750-х годах для английского военно-морского флота, носила название «Барбадос». Она использовалась в войне с французами и индейцами. На корабле было 14 орудий и столько же вращающихся пушек.

Легендарный Джеймс Кук путешествовал на военных шхунах, исследуя берега Канады.

На фото: Японское море и шхуны у восточных рубежей России.

Что такое шхуна: история, технические характеристики, фото

История клипера в России

В 1834 году фон Шанц — адъютант начальника Морского штаба России князя Меньшикова — едет в Северные штаты для приемки заказанного там пароход-фрегата «Камчатка». Там будущий контр-адмирал впервые увидел балтиморские шхуны и в них влюбился окончательно и бесповоротно. Они отличались от других шхун сильно наклоненными в стороны кормы высокими мачтами и большими парусами, которых могло быть всего три.

Позднее, получив службу в Кронштадте и далее на верфь в Або (теперь г. Турку), где строились корабли для российского императора по чертежам фон Шанца, была построена балтиморская шхуна «Опыт». Она предназначалась для службы в Каспийском море.

Несмотря на скептическое мнение окружающих, шхуна превосходно показала себя, выявив все положительные качества. Позднее, в 1847 году была заложена еще одна такая шхуна для службы на Балтийском флоте («Опыт»).

Шхуна «Опыт» за время службы много трудилась и совершила знаковые плавания.

  • Участие в парусных гонках 1848 года. Эти гонки проводил Императорский яхт-клуб Санкт-Петербурга.
  • Постоянно патрулировала, находясь в плавании, воды Финского залива.
  • Принимала участие в нескольких экспедициях при участии военно-морского флота.
  • Бывала у берегов Дании.
  • Прекратила службу в Балтийском флоте в 1863 году.
  • Что такое шхуна: история, технические характеристики, фото

    Оснащение шхуны «Опыт»

    Новый построенный парусник «Опыт» имел следующие параметры:

  • длина — 21,6 метра;
  • ширина около шести метров;
  • осадка — всего 2,2 метра.
  • Водоизмещение шхуны составляло 82 тонны, при этом в ее трюме был уложен балласт для устойчивости на сильной волне около 9,6 тонн чугуна.

    Шхуна — корабль гладкопалубный. Это лишает судно обычного трюма, поэтому запасы воды и провианта размещались не в центре, а по краям корабля.

    «Опыт», вооруженный двумя гафельными мачтами, нес только три паруса общей площадью в 346 кв. метра (фок, грот и кливер). Подробное описание шхуны «Опыт» было опубликовано в журнале «Морской сборник» в 1949 году. Именно по этим чертежам русскими моряками, потерпевшими бедствие на фрегате «Диана» у берегов Японии, была построена известная «Хеда».

    Что такое шхуна: история, технические характеристики, фото

    Создание «Хеды» не только вернуло русских моряков на родину, но и открыло для Японии мир европейского кораблестроения.

    Развитие кораблестроения и роль шхун

    Шхуны сыграли благоприятную роль в развитии строительства кораблей многих стран. Голландцы разработали основные линии парусника, англичане первыми использовали их в военных целях, американцы модернизировали и приумножили, а русские подстроили под нужды своего флота, дав толчок новым изысканиям в кораблестроении. Лоцманские судна, перенявшие лучшие свойства балтиморских, использовались вплоть до 20 века. Трудно переоценить роль шхун в развитии торговых и политических отношений между странами.

    Понравилась статья? Поделись с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.