Что такое компетенции? Ключевые компетенции и их оценка. Компетенции педагога и учащихся

Спросите у эксперта

«Компетенция» — слово, применяющееся, быть может, не так часто, но порой все же проскальзывающее в тех или иных разговорах. Большинство людей воспринимают его смысл несколько размыто, путая с компетентностью и употребляя не совсем к месту. В то же время его точное значение может служить весомым аргументом в полемике и дискуссии, а также в разбирательствах. Так что такое компетенции? Что они значат и какие бывают? Разберемся подробнее.

Что такое компетенции? Ключевые компетенции и их оценка. Компетенции педагога и учащихся

Терминология

По Ефремовой, компетенция определяется как область знаний и тот круг вопросов, в которых отдельный человек хорошо осведомлен. Второе определение, согласно этому же источнику, говорит, что данное слово также обозначает совокупность прав и полномочий (относится к должностному лицу). Последнее сводится к термину «профессиональная компетенция». Он несколько строже, чем первый. Но эта дефиниция гораздо больше подходит и к сути настоящего вопроса о том, что такое компетенции, поскольку первый вариант имеет множество синонимов и не так узко определен.

Компетенция и близкие к ней термины

Существует два подхода к толкованию терминов компетенции и компетентности:

  • отождествление;
  • дифференциация.

Компетентность, грубо говоря, это владение какой-либо компетенцией. В соответствии с тем, насколько широко рассматривается последний термин, и трактуется их взаимосвязь с первым понятием. Он, кстати, описывается как характеризирующее качество индивида, его способность. Компетенция трактуется иначе — это, прежде всего, совокупность.

Структуризация

Компетенция есть интегральный результат взаимодействия следующих элементов ее структуры:

  • Целевого. Определение личных целей, составление определенных планов, построение моделей проектов, а также действий и поступков для того, чтобы достигнуть требуемого результата. Предполагается соотношение целей и личных смыслов.
  • Мотивационного. Истинный интерес и искреннее любопытство в работе, в которой человек компетентен, наличие его собственных причин решать каждое возникающее задание, связанное с этой деятельностью.
  • Ориентационного. Учет в процессе работы внешних предпосылок (понимание базы своего труда, наличие опыта в нем) и внутренних (субъектный опыт, межпредметное знание, методы деятельности, специфические особенности психологии и так далее). Адекватная оценка реальности и себя — своих достоинств и недостатков.
  • Функционального. Наличие умения не только иметь, но и использовать на деле приобретенные знания, навыки, способы и методы деятельности. Осознание информационной грамотности в качестве базы для формирования собственного развития, новаторства идей и возможностей. Отсутствие страха перед сложными заключениями и решениями, выбора нешаблонных методов.
  • Контрольного. Имеются границы измерения протекания и заключений в ходе деятельности. Движение вперед — то есть усовершенствование идей и закрепление правильных и действенных способов и методов. Соотношение поступков и целей.
  • Оценивающего. Принцип трех «само»: анализ, оценка, контроль. Оценивание позиции, необходимости и действенности знания, умений или выбранного способа действовать.
  • Каждый из элементов может своим поведением влиять на все остальные и является значимым фактором для понятия «формирование компетенций».

    Что такое компетенции? Ключевые компетенции и их оценка. Компетенции педагога и учащихся

    Категоризация

    Терминология позволила понять, что такое компетенции в общем смысле. Более конкретно она разделяется на три большие категории:

    • руководство собой;
    • руководство другими;
    • руководство организацией.

    Каждая из категорий содержит некоторое число видов. Всего их двадцать.

    Компетенции также можно поделить и по другому принципу: например, исходя из того, кто ими владеет. Такие типы будут затрагивать профессии, организации и социальные группы.

    Рассмотрим следующие:

  • Компетенции педагога. Суть профессионально-педагогической компетентности.
  • Компетенции учеников. Определение ограниченного набора знаний и умений.
  • Почему были выбраны именно эти?

    Актуальность

    Взаимоотношения учителя и ученика — запутанная структура, состоящая из множества элементов. Недостаточная компетентность в вопросах одного влечет за собой аналогичную проблему у другого. Что же касается того, что именно должно входить в компетенции педагога, здесь можно наблюдать еще более неоднозначную ситуацию.

    Что такое компетенции? Ключевые компетенции и их оценка. Компетенции педагога и учащихся

    Компетенции учеников

    Большинство ученых настаивают, что компетенции учащихся, точнее, их число, должно быть строго ограничено. Следовательно, были выбраны наиважнейшие. Второе их название — ключевые компетенции.

    Европейцы свой список составляли приблизительно, без уточнений. В нем шесть пунктов. Ученик должен:

    • учиться — как главное действие;
    • думать — как двигатель развития;
    • искать — как мотивационный пласт;
    • сотрудничать — как коммуникативный процесс;
    • адаптироваться — как социальное совершенствование;
    • браться за дело — как реализация всего вышеперечисленного.

    Отечественные ученые отнеслись к делу более ответственно. Вот основные компетенции учащихся (всего семь):

    • Умение учиться. Предполагает, что ученик, который способен самостоятельно обучаться, сможет применить те же навыки самостоятельности и в работе, творчестве, развитии, жизни. Эта компетенция предусматривает выбор учащимся цели обучения или осознание и принятие цели, выбранной учителем. Также сюда входит планирование и организация труда, отбор и поиск специальных знаний, наличие навыков самоконтроля.
    • Общекультурная. Развитие личностного самовосприятия себя в целом и в обществе, духовное развитие, анализ национальной и межнациональной культуры, наличие и использование языковых навыков, самовоспитание в себе моральных и социокультурных единых ценностей, направленность на толерантное интеркультурное взаимодействие.
    • Гражданская. К этой компетенции относятся способности ориентироваться в общественно-политической жизни, то есть осознавать себя как члена социума, государства, а также социальных групп. Анализ происходящих событий и взаимодействие с обществом и органами государственной власти. Считаться с интересами других, уважать их, действовать согласно соответствующему законодательству конкретной страны.
    • Предпринимательская. Предполагает не только наличие, но и реализацию способностей. К ним, в числе прочих, относится соотношение желаемого и действительного, организация деятельности, анализ возможностей, составление планов и презентация результатов труда.
    • Социальная. Определение своего места в механизмах социальных институтов, взаимодействие в социальных группах, соответствие социальной роли, дипломатичность и умение приходить к компромиссам, ответственность за свои поступки, общность.
    • Информационно-коммуникативная. Рациональное использование возможностей информационных технологий, построение информационных моделей, оценивание процесса и результата технического прогресса.
    • Здравоохранительная. Сохранение как собственного здоровья (морального, физического, психического, социального и т. д.), так и окружающих, что предполагает базовые навыки, которые способствуют развитию и поддержанию каждого из вышеперечисленных видов здоровья.

    Что такое компетенции? Ключевые компетенции и их оценка. Компетенции педагога и учащихся
    Ключевые квалификации (базовые навыки)

    Европейские страны синонимируют значение слов «квалификации» и «компетенции». Ключевые компетенции также называют базовыми навыками. Они, в свою очередь, определяются теми личностными и межличностными качествами, что выражены в различных формах в различных социальных и рабочих ситуациях.

    Перечень ключевых компетенций в профессиональном образовании Европы:

    • Социальная. Выработка новых решений и их реализация, ответственность за последствия, соотношение личных интересов с рабочими, толерантность к межкультурным и межнациональным особенностям, уважение и сотрудничество как залог здорового общения в коллективе.
    • Коммуникативная. Устная и письменная коммуникация на различных языках, включая различные языки программирования, навыки коммуникаций, этика общения.
    • Социально-информационная. Анализ и восприятие социальной информации сквозь призму критического здравомыслия, владение и использование в различных ситуациях информационных технологий, понимание схемы человек — компьютер, где первое звено повелевает вторым, а не наоборот.
    • Когнитивная, также называемая персональной. Потребность в духовном саморазвитии и реализация этой потребности — самообразование, усовершенствование, личностный рост.
    • Межкультурная, включающая в себя и межнациональную также.
    • Специальная. Включает в себя навыки, необходимые для достаточной компетентности в профессиональной сфере, самостоятельность в этой деятельности, адекватная оценка своих действий.

    Компетенция и квалификация

    Для человека постсоветского пространства, однако, немного странно слышать приведенные в заглавии термины в качестве синонимов. Вопрос о том, что такое компетенции, начинает возникать снова и нуждается в некоторых уточнениях для более четкого определения. Отечественные исследователи называют квалификацию достаточной подготовкой к деятельности рамочной, в устойчивых и ограниченных состояниях. Ее считают элементом структуры компетенции.

    Но это только начало расхождений. Также и ключевые компетенции в разнообразных источниках имеют различное именование и толкование.

    Зеер называл ключевыми универсальные знания, а также межкультурные и межотраслевые. По его мнению, именно они помогают реализовать более конкретные навыки, необходимые для определенного профессионального поля деятельности, а также являются базой для адаптации в нестандартных и новых ситуациях и продуктивной и результативной работы в каких бы то ни было обстоятельствах.

    Что такое компетенции? Ключевые компетенции и их оценка. Компетенции педагога и учащихся

    Профессиональные компетенции

    В. И. Байденко выделил еще один немаловажный пласт — профессионально-ориентированные компетенции.

    У понятия есть четыре связующие интерпретации:

  • Сочетание стойкости и гибкости при получении и принятии информации, а также при применении полученных данных для решения проблем в профессиональной среде; открытость для взаимодействия с вышеуказанной средой.
  • Критерии качества, сфера использования и нужная информация, применяемые как конструкты проектирования стандартов.
  • Эффективная реализация качеств и умений, способствующих продуктивности и результативности.
  • Объединение опыта и информации, которые позволяют человеку прогрессировать в его трудовой деятельности.
  • Если рассматривать терминологию, предложенную Байденко, то приходим к выводу, что профессиональная компетентность — это не только умение, это внутренняя предрасположенность к тому, чтобы действовать в своей трудовой сфере целесообразно и согласно требованиям выполняемой задачи. Компетентный сотрудник готов это сделать.

    Компетенции педагога — одна из категорий профессиональной, а также охватывающая область профессионально-педагогической компетентности. Об этом — ниже.

    Профессионально-педагогическая компетентность

    Понятие компетентности учителя является выражением личных возможностей педагога, благодаря которым он в состоянии самостоятельно эффективно решать задачи, ставящиеся перед ним администрацией образовательного учреждения, а также возникающие в ходе обучения. Это теория, применяемая на практике.

    Умения педагога сводятся к трем основным пластам способностей:

    • использования приемов обучения в реальном положении дел;
    • гибкость в принятии решений, разнообразие приемов для каждой из задач;
    • развитие себя как преподавателя, новаторство идей и совершенствование навыков.

    В зависимости от владения этими пластами, выделяют пять уровней:

    • Первый уровень компетенции — репродуктивный.
    • Второй — адаптивный.
    • Третий — локально-моделирующий.
    • Четвертый — системно-моделирующий знания.
    • Пятый — системно-моделирующий творчество.

    Оценка компетенций производится исходя из следующих требований:

    • ориентированность на индивидуальные особенности;
    • сопоставление предыдущих оценок с целью выявления профессионального роста;
    • диагностирование — должно быть направлено также на развитие компетенций, составление путей и планов совершенствования;
    • создание мотиваций и возможностей для самоанализа, самооценки.

    Что такое компетенции? Ключевые компетенции и их оценка. Компетенции педагога и учащихся

    Оценка компетенций полагается на такие критерии:

    • знания предмета;
    • новаторство;
    • отношение к работе;
    • знание психологически-педагогических баз;
    • умение составлять учебные планы;
    • эффективность учебных планов;
    • педагогический такт;
    • отношение к учащимся;
    • применение в работе индивидуального подхода;
    • мотивация учеников;
    • развитие у учащихся навыков научного мышления;
    • развитие у учеников творческого мышления;
    • умение вызвать интерес к предмету;
    • компетенции на уроке — виды работы и деятельности;
    • корректность речи;
    • обратная связь;
    • оформление документации;
    • самообразование, самосовершенствование личности и навыков в предметной деятельности;
    • внеклассная работа:
    • общение с родителями, коллегами, администрацией.

    Компетентность вышестоящих организаций

    Интересны для рассмотрений те инстанции, которые сами определяют управление компетенциями нижестоящих чинов. Какой квалификацией должны обладать они?

    Компетенция власти:

    • реализация политики (внутренней и внешней);
    • контроль социально-экономической сферы;
    • управление компетенциями нижестоящих органов власти, обеспечение эффективной работы единой структуры;
    • способность поддерживать целостность связующих элементов;
    • формирование специальных программ, целесообразных возникающим проблемам, реализация программ;
    • реализация права законодательной инициативы.

    Власть, как известно, подразделяется на исполнительную, судебную и законодательную. Компетенция судов определяется исходя из их уровня. Например, Международный суд может разбираться дела только между государствами, в то время как арбитражному подведомственны экономические дела. Компетенции подобных организаций определяются их уставом, а также изложены в Конституции.

    Компетенции предпринимательских организаций, фирм и т. д.

    Ключевые компетенции компании являются основой для её стратегического развития, направлены на совершенствование деятельности и получение прибыли. Наличие достаточной квалификации позволяет организации не только держаться на плаву, но и прогрессировать до следующего уровня. Ключевая компетенция должна быть тесно связана с деятельностью компании. Так она позволяет приносить наибольшую пользу.Что такое компетенции? Ключевые компетенции и их оценка. Компетенции педагога и учащихся

    Компетенции организации на примере бизнес-компании в сфере торговли:

    • знание сферы деятельности (рынка) и постоянное обновление этих знаний;
    • способность анализировать полученные знания и реализовать верные решения на пользу компании;
    • способность постоянного движения вперед.

    Заключение

    Понятие компетенций граничит еще с двумя терминами: компетентностью, рамки которой несколько размыты, и квалификацией. Первое может несколько путаться с исходным, благодаря лексическим особенностям и этимологии, и взаимосвязь с ним определяется из выбора термина компетенции. С квалификацией несколько сложнее: в европейском сообществе понятия отождествляют, в то время как отечественная наука негласно договорилась более чем дифференцировать их. Из-за этого не так ясно, как хотелось бы, обстоят дела с обозначением ключевых компетенций.

    Оцените статью
    Добавить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.