Чтобы регулярно следить за уровнем топлива в автомобиле и не попасть в неприятную ситуацию на дороге, все виды транспорта оборудованы специальным датчиком. Это устройство определяет, сколько бензина или дизеля осталось в баке и на какой километраж дороги его хватит. Каждый водитель должен знать, что такое ДУТ – датчик уровня топлива, где он установлен и принцип его работы.
Расположение
Датчик находится в топливном баке и представляет собой металлический зонд с электронной головкой, на экране которого высвечиваются цифровые показатели. Деталь не двигается в емкости и не изнашивается, рассчитана на баки глубиной от 40 сантиметров до полутора метров. Цифровые ДУТы достаточно точны, с погрешностью не более одного процента. Чтобы понять, что такое ДУТ, узнаем, как он работает.
Характеристики
Поплавок, свисающий с электронного устройства, помещается внутрь бака, он всегда плавает на поверхности топлива и напрямую связан с резистором переменного сопротивления. Когда горючее расходуется или, наоборот, доливается, меняются и показатели датчика, за счет внутреннего давления. Есть несколько видов датчиков уровня топлива, различающихся по методу передачи информации на электронный блок:
- устройство с поплавком;
- чувствительный прут, передающий данные с помощью магнита;
- ультразвуковой датчик;
- электрический конденсатор.
На современных дорогих марках машин используют ультразвуковые датчики, работающие по принципу радара. Засекают время и импульсы отражений от жидкости и стенок бака. Чтобы выявить и устранить поломку такого устройства, необходимо сложное компьютеризированное обследование электроники автомобиля специалистами.
А вот что такое ДУТ, работающий по принципу электрического конденсатора? Датчик представляет собой две трубки с отверстиями, вставленные друг в друга. Через эти дырочки топливо просачивается внутрь и заполняет его, меняя емкость конденсатора. Автомобильное топливо и воздух отличаются электропроводностью, поэтому чувствительный датчик моментально реагирует на изменение показаний. Когда уровень жидкости снижается, емкость самого конденсатора увеличивается. Трубчатый поплавочный датчик действует по такому же принципу: полость трубки заполняется горючим, а чувствительный поплавок то поднимается, то опускается, в зависимости от количества жидкости.
Топливные датчики отличаются и по форме, в зависимости от формы бака, для которого они предназначены: устройство с прямоугольным поплавком – для переднеприводных автомобилей, а с шарообразным – для полноприводной техники.
Считывание данных
Если автомобиль оснащен бортовым компьютером, информация об уровне горючего в баке отображается на экране. Датчик уровня топлива в баке посылает сигнал на цифровой преобразователь, превращая его в код, а компьютер, считав его, выводит информацию на приборную панель. Такие устройства очень точны, но зависят от правильной настройки и работы программируемого индикатора.
Если же компьютер отсутствует, данные обрабатываются специальной электронной схемой и показываются на приборной панели.
Поломка ДУТа
Есть несколько причин, почему не работает датчик уровня топлива:
- поплавок не герметичен;
- загнулся проволочный держатель;
- разгерметизация корпуса;
- обрыв резистора;
- плохо прикреплен датчик к корпусу бака.
Когда поплавок потерял герметизацию, датчик всегда будет показывать, что в баке нет топлива, если оно там есть. В таком случае требуется замена датчика уровня топлива полностью либо сменить поплавок. При повреждении проволочного держателя поплавка искажение данных зависит от стороны изгиба прута. Если он загнулся вверх – индикатор всегда будет показывать, что бак полный, если вниз – то указывает на нехватку горючего. Нужно выпрямить держатель или заменить устройство. Такое может произойти при частой езде по неровной местности, при ударе бака механическим методом или во время аварии. Поломка корпуса ДУТа после аварии и использование топлива низкого качества также приводит к сбою в показаниях.
Если оборвался переменный резистор, то индикатор будет показывать либо пустой бак, либо наполненный до краев. Такое происходит и тогда, когда срывается провод, соединяющий устройство с блоком индикации. В салоне автомобиля появляется запах бензина, поэтому следует проверить герметичность ДУТа, осмотреть место его установки и целостность топливных трубок.
Качество топлива
Некачественный бензин или дизель может быть причиной поломки ДУТа. Повышенный уровень серы в топливе вызывает коррозию отдельных элементов детали, что также приводит к полному или частичному отказу.
Ошибки, искажающие показания
Неправильная установка ДУТа, настройка и эксплуатация транспортного средства могут повлиять на информацию, искажая ее. Поэтому датчик топлива неправильно показывает уровень топлива в баке.
- Датчик не находится по центру емкости. Если измеритель не находится в центре топливного бака, то во время езды жидкость плескается в разные стороны, что приводит к перепадам в конечных показаниях. Для автомобилей, особенность конструкции которых не позволяет сделать так, чтобы индикатор находился посередине, продаются специальные ДУТы с изгибающейся трубкой.
- Редкий запрос информации. При настройке датчика топлива устанавливаем диапазон запроса информации в пределах 15-30 секунд. Это повысит точность контроля жидкости в баке.
- Пересеченная местность. Если техника в основном эксплуатируется на пересеченной местности с большими склонами, то получить правдивые данные о количестве бензина нереально.
- Наличие двух топливных баков. Некоторые модели автомобилей оснащены двумя баками, и если установить один датчик уровня топлива дизель на два резервуара, то показания будут постоянно расходиться, так как во время езды горючее может переливаться из одной емкости в другую. В этом случае устанавливаются два устройства и объединяются с помощью программы настройки.
- Трубка касается дна. При касании измерительной трубки о дно происходит ее деформация, что значительно влияет на точность показаний. Устройство нужно крепить так, чтобы до дна оставалось пространство не меньше пяти миллиметров.
- Окисление электрического разъема. Окисление контактов приводит к периодическому выключению датчика. Рекомендуется дополнительно промазывать разъем смазкой.
- Электричество на пределе. Превышение пределов нормы энергопотребления техникой приводит к отключению устройства и скачкам в выдаче информации. Следует устранить причину сгорания предохранителя – напряжение бортовой сети.
- Неисправный вентиляционный клапан бака. При нагреве техники плохая вентиляция топливного бака будет влиять на данные.
- Настройка датчика. Высокоточную настройку устройства рекомендуется выполнять каждые полгода, особенно при смене вида топлива.
Замена детали
Чтобы выполнить ремонт датчика уровня топлива или заменить новым, его необходимо снять. Предварительно нужно снять клемму минуса с аккумулятора и освободить область нахождения датчика в автомобиле. Возможно, придется снять коврик и часть обивки с багажника. Выкручиваем крепление предохранительной пластины поверх устройства, если таковая имеется, и очищаем все от пыли. Маркируем провода, чтобы не забыть, как их подсоединять обратно, и отключаем их. Демонтируем сам датчик с топливного бака и извлекаем.
Установка
Установка и подключение датчика уровня топлива выполняются следующим образом:
- очищаем остатки старого герметика в месте крепления;
- прикладываем резиновую прокладку к отверстию на баке, совмещая их;
- вставляем электронный блок, опустив поплавок внутрь;
- затягиваем болты, предварительно смазав прокладку герметиком.
Подключаем провода, аккумулятор и заводим машину, проверяя данные на приборной панели. Четыре провода ДУТа подсоединяются таким образом к бортовому контроллеру:
- черный к черному — заземление;
- желтый к желтому – периферийное питание;
- синий к синему проводу– линия B интерфейс;
- белый к оранжевому – линия A интерфейс.
Проехав не менее тридцати километров, нужно проверить деталь на утечку – смотрим под ковриком багажника, нет ли следов топлива. Для более точной проверки заливаем полный бак, индикатор должен об этом сообщить.
Настройка системы
После замены неисправного датчика приступаем к настройке системы. Этот процесс позволяет настроить устройство максимально точно и обозначить объем потребляемого горючего в литрах. Самый распространенный и удобный способ — это пролить бак, однако он занимает много времени. Можно воспользоваться услугами специалистов в автосервисе либо заняться этим самостоятельно.
Для настройки используется персональный компьютер и сервисная программа Ls Conf. Устройство подключается к компьютеру через USB-порт специальным адаптером. Записываются показатели датчика при пустом баке. Затем доливается бензин или дизель порциями от одного до двадцати литров, пока график не начнет расти вверх, в зависимости от объема емкости, и каждый раз информация фиксируется в специальную таблицу, по которой затем выстраивается график расхода в определенный период. Доливка горючего и тарирование происходит до тех пор, пока не заполнится весь бак. Нажимают кнопку «Сохранить», чтобы тарировочная таблица и настройки остались в памяти датчика.
Контроль расхода
С помощью такого датчика предприниматели или владельцы автомобилей контролируют расход у рабочего транспорта. Так можно установить, в каком месте была дозаправка, объем залитого в бак топлива и его расход на 100 километров, чтобы пресекать злоупотребление и кражу горючего водителем или другими посторонними лицами, которые, возможно, не знают, что такое ДУТ. Это касается машин, перевозящих топливо, транспорта фирм грузоперевозок и так далее.