Все классические коробки-автомат включают в себя несколько устройств. Самыми важными из них являются:
— механическая планетарная коробка передач;
— гидротрансформатор.
Конечно, принцип работы коробки-автомат довольно непростой, но все же его стоит знать. Так, гидротрансформатор, работая, выполняет сразу несколько функций. Он является и сцеплением, и также (в зависимости от частоты вращения колес) изменяет крутящийся момент. Устройство АКПП напрямую зависит от этого элемента, в состав которого входят центробежный насос и центростремительная турбина, а также расположенный между ними направляющий аппарат-реактор. Благодаря тому, что насос и турбина находятся очень близко, гидротрансформатор обладает малыми размерами, а значит, снижается потеря энергии, тратящаяся на перетекание жидкости.
Устройство АКПП создано так, что насосное колесо связывается с коленчатым валом, в то время турбина ведет непрерывную работу с валом коробки передач. Благодаря этому обеспечивается подача энергии от двигателя к трансмиссии потоками жидкости. Эти потоки возникают при отбрасывании ее с лопастей насоса на турбинные лопасти.
В отличие от гидромуфты в устройство коробки-автомат с гидротрансформатором добавлен реактор. Он представляет собой колесо, на котором располагаются лопатки, однако оно неподвижно до определенного момента. Устройство АКПП предусматривает расположение реактора на пути возвращения масла из турбины в насос. Благодаря тому, что лопасти данного аппарата имеют специальную форму, а каналы между ними постепенно сужаются, при увеличении скорости течения жидкости она начинает выбрасываться и попадает на насосное колесо, тем самым подталкивая его к более интенсивной работе.
Многие сейчас подумали, ну а к чему тогда коробка передач, если такое устройство, как гидротрансформатор, прекрасно справляется с задачей крутящегося момента. Однако стоит отметить, что езду назад еще никто не отменял и разъединение двигателя и ведущих колес тоже иногда необходимо. Дело в том, что для правильной работы трансмиссии недостаточно того коэффициента крутящегося момента, который вырабатывается гидротрансформатором.
Хоть устройство АКПП и имеет такие же зубчатые зацепления, как и обычная механика, однако принцип работы существенно отличается. Механическая коробка при переключении передач создает разрыв потока мощности, чего нельзя сказать о автомате, где многодисковые фрикционные муфты или ленточные тормоза приводятся в действие при помощи гидравлики. Также нет необходимости в выборе нужной передачи скорости, так как она выбирается сама в зависимости от того, с какой скоростью движется машина. Для этого в АКПП встроены электронный блок и гидравлический.
Благодаря множеству функций имеется возможность выбора определенного режима, например, спортивного, который будет переключать передачи определенным образом. Или на трассах с плохими условиями можно установить ограничитель, который не позволит коробке-автомату подняться выше определенной водителем скорости.
Помимо выше указанных механизмов, автоматическая КПП включает в свой состав масляный насос и радиатор охлаждения жидкости.