Почти каждый родитель сталкивался с такой проблемой: если ребенок ворует, что делать? Помощь психолога окажется очень кстати. Чтобы бороться с детским воровством, следует прежде всего выяснить, почему ребенок это делает. Причины воровства так же многообразны, как и причины, например, насморка или кашля. В каждом конкретном случае следует выбрать верные средства «лечения», чтобы не усугубить проблему и не закрепить порочные тенденции.
Что такое воровство
В Древней Руси татем называли человека, промышляющего кражами. Соответственно, «татьба» в переводе на современный русский язык означает «воровство». Понятно, что и в давние времена, и теперь тати-воры не пользовались и не пользуются уважением: насильственное, часто тайное, присваивание чужого добра считается делом аморальным и подсудным.
С недоверием люди относились даже к членам семьи вора.
У этого слова много синонимов. Воровать — значит грабить, красть, хапать, расхищать, присваивать. Все эти понятия в сознании пострадавшего человека связаны с несправедливостью, обидой, протестом, желанием наказать лиходея.
Почему оно существует
Причин, по которым люди идут на воровство, много, иные из них вызывают у окружающих даже понимание и сочувствие. Например, голодный человек может украсть еду в магазине потому, что нет денег на ее покупку, а заработать их он не в состоянии из-за болезни или в силу возраста. Надежда получить деньги на лечение больного родственника толкает иных на отчаянную попытку ограбления банкомата.
Категорическое осуждение вызывают кражи из-за жадности, нежелания работать, зависти к чужому материальному благополучию, из мести, ненависти, эгоизма, безнаказанности. Еще одна (но не столь явная) причина кроется в неправильных моральных установках, полученных ребенком в неблагополучной семье, где воровство считается нормальным способом жить безбедно. Что делать, если ребенок начал воровать деньги? Сначала задуматься, можно ли назвать достаточно теплыми и доверительными отношения в его семье.
Родители, будьте бдительны!
Далеко не все воры воспитывались в аморальных семьях. Родители многих из них не смогли вовремя заметить первые отклонения в поведении ребенка, которые были предвестниками воровства во взрослой жизни.
Исследования профессоров Т. Моффита и А. Каспи (Дюкский университет штата Северная Каролина) убедительно доказывают, что вполне безобидные детские черты характера и привычки в будущем выливаются в антиобщественное поведение, в том числе в лживость, склонность к воровству, к протестному поведению по отношению к общественным нормам и правилам.
Истеричность, неумение или нежелание анализировать последствия своего поведения и поступков — признаки будущего преступника. Более благополучными вырастают те дети, которых учили с ранних лет самоконтролю и ответственности.
Почему воруют малыши
У младших дошкольников не сформированы представления о честности как о норме поведения в обществе. Им не хватает умения укрощать сиюминутные порывы собственного «хочу». У малыша нет еще четкого понятия о том, что все вокруг — дома, в магазине, в детском саду, на улице — делится на «мое» и «не мое», поэтому для ребенка до 5 лет совершенно естественно взять что-то без разрешения. Импульсивность толкает его на сиюминутное приобретение понравившейся вещи, а бурная реакция на это взрослых является малопонятной.
Среди других причин воровства малышей можно назвать педагогические ошибки взрослых:
- их равнодушие и безразличное отношение к детскому воровству: «Подрастет — поймет…»;
- выражение восхищения, одобрения сообразительности, находчивости: «Ловко украл — никто и не заметил!»;
- чрезмерно жесткую реакцию — физическое наказание, оскорбления, после которых ребенок начинает действовать осознанно и изощреннее. Воровство становится формой протеста против родительской жестокости.
Каким должен быть контроль, что делать, если ребенок ворует в магазине, если у него достаточно игрушек, любимых конфет и шоколадок? Неприятным открытием для родителей может стать то, что их малыш стал воровать дома или в магазинах потому, что другие дети во дворе требуют у него принести деньги или лакомства, угрожая расправой.
Что делать родителям
Прежде всего, не паниковать и не изводить себя мыслями о мрачном будущем ребенка, не винить себя за плохое его воспитание. В психологической литературе для родителей можно узнать, что делать, если ребенок начинает воровать. В первую очередь, выяснить причины такого поведения и провести разъяснения (возможно, не единожды) о том, почему этого нельзя впредь делать. Спокойный, рассудительный тон беседы гораздо эффективнее шумного скандала с ребенком.
Если он принес чужую игрушку или вещь, надо:
- обязательно выяснить, не взята ли она без разрешения владельца;
- отнести ее хозяину вместе с малышом;
- при отсутствии других лиц извиниться и побудить его это сделать тоже, но без угроз, насилия, оскорблений.
Что делать, если ребенок ворует деньги, надо ли его наказывать? В случае повторного воровства можно лишить на время его любимого блюда, игрушки, покупки сладостей на определенный срок, спокойно, но твердо объяснить, что и в дальнейшем воровство категорически неприемлемо.
Обязательно и целенаправленно родители должны формировать у ребенка умение контролировать собственные желания и действия, учить рассудительности и сдержанности. Можно использовать подходящие по теме литературные произведения, мультфильмы, разыгрывать кукольные спектакли с последующим анализом поведения и чувств героев.
Когда родители сомневаются в правильности своих действий или просто не знают, что делать, если ребенок стал воровать, то следует обратиться за помощью к психологу.
Причины подросткового воровства
Сильнейшим ударом по родительскому самолюбию является открытие, что их разумный и культурный ребенок-подросток ворует дома или в школе, промышляет таким образом в магазинах, на рынке. Если ребенок ворует деньги, что делать? Такие размышления для взрослых одни из самых жгучих. Самое первое — разобраться в причинах этого явления:
- Родители часто считают пустяковым желание подростка иметь какую-то вещь и не считают нужным тратиться на ее приобретение, резко демонстрируют это: подросток, избегая лишних разговоров, ворует эту вещь в магазине или деньги на ее приобретение.
- Что делать, если ребенок ворует деньги дома? Стоит заподозрить пристрастие к курению или алкоголю, наркотикам, азартным играм.
- Дурная и опасная компания, требующая денежных или иных «взносов».
- Попытки с помощью воровства и трат на нужды друзей утвердить себя как неординарную личность в группе сверстников или более старших людей.
- Благородное желание оказать кому-то материальную помощь.
Вопрос о том, что делать, если ребенок ворует, актуален не только для малообеспеченных семей, но и для тех, в которых нет материальных проблем. Чаще всего подростки воруют в семьях, где нет теплых, доверительных отношений, наблюдается дефицит родительского внимания, тогда воровство становится для подростка способом заявить о себе как о личности.
Профилактика подросткового воровства
Что делать, если ребенок ворует дома, ворует в магазине или в ином месте? Это проблема всех членов семьи. Это еще и повод пересмотреть свои с ним взаимоотношения: насколько они доверительны, уважительны, имеет ли подросток возможность высказать свое отношение к чему-либо, не подвергается ли чрезмерной или недостаточной опеке. Отсутствие у него жизненного опыта и полная зависимость от взрослых — еще не повод считать его глупым и не имеющим права на собственную внутреннюю жизнь и чувства.
Итак, что делать, если твой ребенок ворует?
- Родители должны с малых лет формировать у ребенка понятие о том, что он не имеет права по собственному усмотрению распоряжаться вещами, даже если ими и пользуется: брать без разрешения, уносить из дома. Следует демонстрировать уважение к его собственности, просить разрешения на пользование его вещами.
- Отсутствие новых впечатлений, ощущений может толкнуть на их поиск в кражах. Поэтому организация насыщенного досуга — один из способов профилактики воровства у подростков (кружки, секции по интересам, экскурсии и поездки, прогулки всей семьей, семейные праздники). Но и вовлечение подростка в обсуждение и решение серьезных жизненных проблем (например, ремонт квартиры или поиск возможностей для помощи заболевшему родственнику) делают его значимым в собственных глазах. Ответственность взрослого человека за свою жизнь и за тех, кто рядом, начинает формироваться с 6-7 лет с ответственности за свои вещи, за порядок в своей комнате, за рыбок и котенка.
- Дети и подростки должны узнать от взрослых о невидимой стороне человеческой жизни — о чувствах, которые может испытывать человек в различных ситуациях (например, когда его обокрали). Живое описание и анализ собственного поведения в прошлом, переживаний в самых разных, в том числе и неприглядных, ситуациях произведут на подростка гораздо большее впечатление, чем долгая нотация о недопустимости воровства. Признание в своих прошлых промахах — это еще и ценный сигнал доверия подростку: «Я знаю, ты поймешь и не повторишь моих ошибок».
- Взрослые заметили необычное поведение подростка и спрашивают: «Если ребенок ворует, что делать?» Советы психолога непременно коснутся организации тактичного контроля за его поведением вне дома — это обязательная часть профилактики подростковых правонарушений, в том числе и воровства. С кем дружит, с кем враждует и по какому поводу, какие интересы связывают детей, как проводят досуг, какие правила поддерживаются внутри группы, какие формы поведения приветствуются? Нет ли в его поведении тревожных изменений после встреч с друзьями (например, нервозности, агрессивности, замкнутости)? Не нуждается ли он в совете, помощи? При выяснении этих вопросов ребенок должен чувствовать искренний интерес к его делам, а не стремление взрослого контролировать каждый его шаг.
Насколько сформированы представления у человека о честности, настолько честным он и будет, поэтому родители в большой степени должны быть озабочены этической стороной воспитания подростка. При этом личный пример матери и отца — наиболее весомый аргумент для него в ситуации выбора собственной линии поведения.
Деньги: давать ребенку или не давать?
Рано или поздно эта проблема возникает в каждой семье, особенно там, где родители растерянно размышляют: «Что делать, если ребенок ворует деньги?» Но сначала надо выяснить, почему он это делает, какие собственные потребности хочет удовлетворить. Маленький ребенок может воровать деньги дома, не осознавая их истинной ценности и лишь слыша разговоры взрослых о необходимости их зарабатывать, добывать, копить, тратить. С 5-6 лет он начинает постигать их значение и правила грамотного использования, если родители стараются научить его этому. Он должен присутствовать, а затем и участвовать в обсуждении семейного бюджета, предстоящих затрат, способов учета и экономного расходования денег.
В 6-7 лет ребенок вполне способен грамотно распорядиться небольшими карманными деньгами — примерно 50 руб. в неделю. Взрослые должны договориться между собой, когда и какую сумму будут выдавать ему. При этом следует обсудить с ним, на что будут потрачены деньги, а затем и потребовать отчета, дать советы, как стоило бы правильнее ими распорядиться.
С возрастом выдаваемую сумму следует увеличивать в разумных пределах. Примерно с 9 лет можно учить ребенка копить деньги на покупку желаемой вещи, откладывая небольшую часть из полученных на карманные расходы. Он должен знать цены на продукты в магазине, уметь подсчитывать предполагаемые и произведенные расходы, сдачу.
С согласия подростка деньги на карманные расходы ему можно выдавать не еженедельно, а один раз в месяц, например в день отцовской зарплаты. Это заставит его экономно тратить средства, научит планировать расходы, например на подарок другу к дню рождения.
Подростку можно поручить учет семейных финансовых поступлений и платежей, чтобы он учился тому, что есть обязательные, неотложные, первостепенные расходы на ЖКХ, лекарства, транспорт. Другие расходы можно сократить или вовсе исключить, на некоторые следует копить деньги (на летнюю поездку к морю). Эти финансовые уроки научат ребенка сдерживать свои желания, считаться с нуждами и желаниями других членов семьи и в какой-то момент удержат его от воровства.
А не клептоман ли он?
Это пугающее слово приходит на ум родителям, которые отчаялись в борьбе с детской ложью и воровством, когда не знают, что делать, если ребенок ворует дома, ворует в магазине, начал воровать деньги у соседей…
Однако клептомания — это психическое заболевание, которое встречается достаточно редко — примерно у 5 % воришек. Причины ее до сих пор не выявлены, но четко определены признаки:
- Клептоман ворует часто и в одиночку не из нужды в чем-то, а чтобы получить специфические переживания от самого процесса подготовки и осуществления кражи чужого. Умом он понимает, что совершает плохое, но остановиться не в состоянии, как не может воздержаться от очередной дозы наркоман или алкоголик, курильщик.
- К украденным вещам клептоман чаще всего равнодушен: если не использовал, то может спрятать и забыть, выбросить, подарить кому-нибудь, уничтожить.
- Поддерживают состояние наслаждения от совершенного воровства скандалы, которые закатывают родители: снова бурные эмоции, которыми он просто наслаждается.
- В отношениях с окружающими, которые рано или поздно начинают подозревать хронического вора, у ребенка появляются недоверие, взаимная агрессия. Из-за этого он чувствует себя подавленным, отвергнутым… и снова идет на воровство.
При подозрении, что ребенок страдает клептоманией, следует обратиться за помощью к психологу: он подскажет, что делать, если ребенок ворует постоянно и не поддается никаким мерам воздействия. Клептомания лечится медикаментозно и психокоррекционными методами после тщательного обследования специалистами.
Чем поможет психолог
Родители, часто не желая выносить сор из избы и опасаясь соседских пересудов, в одиночку, долго и достаточно безуспешно борются с детским воровством. Результат — проблема не исчезает, а уходит вглубь и может проявиться рано или поздно в еще более изощренном виде. Значит, если ребенок ворует и взрослые не знают, что с этим делать, советы психолога будут весьма кстати.
С помощью специальных методик специалист постарается выявить причины воровства у ребенка и даст конкретные советы по их устранению. Они могут касаться как коррекции его поведения, так и психологического семейного климата. Очевидно, что если ребенок ворует, то в помощи психолога нуждается вся семья. На индивидуальных и групповых занятиях взрослые научатся избегать ситуаций, провоцирующих детское воровство, правильно реагировать на его проявления.
При выявлении признаков клептомании психолог даст рекомендации обратиться за консультациями к психиатру, неврологу для решения вопроса о необходимости ее лечения.