Машина перестает заводиться с первого раза, глохнет, часто плавают обороты холостого хода, — такая проблема знакома большинству автомобилистов, не так ли? На первых порах многие впадают в панику, но после, видя, что машина все-таки едет, успокаиваются и решают оставить все как есть. На самом деле, и то и то совершенно напрасно: когда плавают обороты холостого хода, паника бессмысленна — ведь ничего страшного не произошло, аварией или хоть сколько-то серьезными проблемами такая ситуация не грозит. Но и бездействовать не стоит: если даже не принимать во внимание противное мельтешение стрелки тахометра перед глазами и ежедневные многократные попытки завести автомобиль, нельзя забывать о том, что когда плавают обороты, нарушается регулирование системы питания. А это может привести к увеличению потребления топлива автомобилем.
Поэтому, если плавают обороты, эту проблему следует устранять при первой же возможности. Это можно сделать как в салоне, так и в домашних условиях. Разумеется, пытаться сделать все самостоятельно следует только в случае полной уверенности в собственных силах.
Но прежде чем гнать машину в сервис или пытаться что-то сделать самостоятельно, желательно получить представление о возможных причинах нарушения работы датчика холостого хода.
Одной из наиболее очевидных и легко устраняемых причин является частично разряженный аккумулятор. При наличии этой проблемы обороты, как правило, начинают плавать после включения дополнительного энергопотребителя: фар, печки или магнитолы.
Другая весьма популярная причина — пропуск воздуха клапаном адсорбера. Также может быть засорен дроссельный патрубок.
Кроме того, к нарушениям в работе датчика холостого хода может привести неисправность самого датчика или проводки. Да и необходимость замены свечей зажигания может стать причиной скачков в показаниях тахометра.
Кстати, в современном мире существуют специальные приборы, помогающие определить, из-за чего именно плавают обороты двигателя. С их помощью можно быстро определить, какая деталь неисправна, а после — починить или заменить ее.
Итак, с теорией все понятно, но, несмотря на это, в автомобиле до сих пор плавают обороты холостого хода. Что же делать на практике?
В первую очередь следует попробовать отрегулировать винт регулировки оборотов. Его нужно закрутить, тем самым перекрыв доступ «лишнего» кислорода. Завести двигатель, проверить результаты. Если после этой процедуры ничего не изменилось, можно попробовать пережимать резиновые трубки. Для этой процедуры нужно два человека — один для того, чтобы зажимать пассатижами трубки, другой — чтобы следить за изменениями. Если после пережатия какой-либо трубки холостой ход выравнялся, необходимо снять зажатую трубку с патрубка и определить, с какого конца трубки поступает воздух.
После этого следует найти прибор, к которому идет трубка, из которой поступает лишний воздух. Желательно узнать причину пропуска воздуха этим прибором и постараться ее устранить.
Если же все трубки были пережаты, но никаких изменений не было замечено, можно попробовать снять воздуховод, находящийся непосредственно перед дроссельной заслонкой. Сняв его можно увидеть, что в трубе, которая расположена перед дроссельной заслонкой, есть отверстие. Его нужно заткнуть пальцем и попросить помощника завести машину. Если в машине стоит расходомер, скорее всего, двигатель не запустится. Но если запуск произошел, и обороты не плавают, нужно попробовать впрыснуть в затыкаемое отверстие средство для очистки карбюраторов, заглушить двигатель, долить еще этого средства и через некоторое время запустить двигатель. Если и после этого все так же плавают обороты холостого хода, то блок дроссельной заслонки нужно менять.
Также результаты может дать чистка клапана вентиляции картера или возвращение в исходное положение винтов серводвигателя.
Ну а если попытки самостоятельно починить автомобиль не дали результатов, нужно ехать в сервис — там причина нарушения работы холостого хода будет устранена.