Чистая монополия — необходимый сегмент современного рынка

Спросите у эксперта

Чистая монополия – это создание таких условий на рынке, благодаря которым только одна компания может производить и реализовывать свой продукт, не имеющий аналогов. При этом может прослеживаться ограничение доступа на рынок и осуществление полного контроля цен. Другими словами, чистая монополия предполагает господство крупного предприятия-монополиста, полностью контролирующего цены. Уровнем покупательского спроса сдерживается установление очень высоких цен. Монополистом оценивается спрос и устанавливается цена на уровне, который способен обеспечить наибольшую рентабельность.

Чистая монополия - необходимый сегмент современного рынкаЧистая монополия может быть представлена коммунальными предприятиями, без услуг которых не сможет обойтись ни одна компания (например, предприятия Водоканала или государственные поставщики электроэнергии). Это так называемые естественные монополии, существование которых оправдывает полное удовлетворение общественных интересов.

В сельской местности чистая монополия присутствует в лице предприятий-поставщиков химических удобрений, сельскохозяйственной техники, а также это могут быть племенные, семеноводческие хозяйства и предприятия по предоставлению ремонтных услуг. К основным признакам монополии могут быть отнесены:

— наличие только одной компании, влияющей на цены, с одновременным регулированием предложения;

— отсутствие на рынке аналогичных видов продукции;

— контролируя сырьевой рынок, компанией-монополистом не допускается появление новых производителей.

Иными словами, рынок чистой монополии представлен одном продавцом – зачастую это государственные организации.

Государственной монополией с использованием ценовой политики могут решаться задачи различного характера, а именно:

— фиксирование цены ниже себестоимости на товары социального значения для создания необходимого уровня жизни населения;

— назначение цены с учетом покрытия издержек или получения достаточных доходов;

— принятие решения об установлении завышенной цены с целью сокращения потребления.

Чистая монополия - необходимый сегмент современного рынкаНеобходимо отметить, что в классическом понимании чистая монополия отсутствует в реальности. Всегда существует опасность возникновения потенциальной конкуренции со стороны импортных товаров. В случае противостояния одного продавца одному покупателю возникает так называемая двусторонняя монополия.

В условиях монополии цена не может быть заданной величиной. Она устанавливается самим монополистом с определением размеров предложений товаров, с учетом спроса и издержек.

Ценовая стратегия играет огромную роль в данных условиях хозяйствования. Так, компанией–монополистом принимается во внимание, что объемы произведенного товара прямопропорциональны их возможной цене реализации. Чистая монополия - необходимый сегмент современного рынка

Поэтому для получения максимальной прибыли субъектом может быть использован такой инструмент, как ценовая дискриминация, базирующийся на установлении различных цен на один и тот же вид товара. При этом разница в ценах никак не связана с затратами. Основная цель такого механизма – использование любой возможности для достижения максимальной цены на единицу товара.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.