Ценовая эластичность спроса: харктеристики и показатели

 

Основной характеристикой спроса выступает эластичность, которая показывает реакцию покупателя на изменение цены товара.

Данный показатель может быть связан не только с изменениями цен на товары, но и с варьированием доходов потребителей. Таким образом, различается эластичность по доходам и ценовая эластичность спроса.

Чтобы понять сущность показателя, следует изучить поведение покупателя, связанное с колебаниями цен. Реакция человека на изменение цен на товары может быть слабой, сильной и нейтральной. Любой случай порождает соответствующий спрос, который может быть единичным, эластичным или неэластичным. Могут быть и такие варианты, когда спрос становится совершенно неэластичным или полностью эластичным.

Ценовая эластичность спроса имеет количественные характеристики и выражается через соответствующий показатель. Это коэффициент ценовой эластичности спроса. Он равняется отношению процентного изменения объема продаж к процентному изменению цены. Оказывается, спрос считается эластичным даже при его значительных колебаниях, к которым могут привести даже несущественные изменения цены. Если же цена снижается на 1 процент, то эластичность увеличивается на большее значение.

Можно рассмотреть пример. В условиях большой конкуренции фирма потеряла половину клиентов, несмотря на то, что цену подняла всего лишь на 5 процентов. В таком случае коэффициент ценовой эластичности равен 10 (50% разделить на 5%), а так как он больше значения единицы, то спрос эластичен.

Зная закон спроса и его эластичность, можно сделать некоторые выводы.

Повышение цены не может гарантировать увеличения выручки от реализации, а уменьшение стоимости товара не всегда приводит к ее падению.

Устанавливая цену на товары, любая компания должна просчитать, какую выручку она получит, имея данную цену, принимая во внимание существующую эластичность спроса.

При относительно низком коэффициенте спрос на продукцию считается неэластичным. Это происходит при продаже товаров первой необходимости, при реализации продуктов, для которых сложно найти аналоги. Неэластичность возникает при относительной дешевизне товаров, а также при безвыходном положении покупателя.

Минимальная ценовая эластичность спроса (неэластичность) означает, что покупатели вяло реагируют на изменение цены. Объем приобретаемого товара повышается меньше чем на один процент на 1 % уменьшения цены данного товара.

Промежуточное число между неэластичным и эластичным спросом занимает значение этого показателя, равное единице. Такая ситуация может возникнуть, например, когда двойное повышение цены приводит к такому же снижению объема приобретаемого товара. При этом общая выручка от реализации не меняется.

Случается, что в различных ситуациях один и тот же вид товара имеет разную эластичность.

Зная, какова ценовая эластичность спроса того или иного товара, можно делать практические выводы. Ведь изменение цены может по-разному влиять на величину общей выручки. Так, снижение стоимости при эластичном спросе приводит к увеличению общей выручки. Доказано, что удешевление продукции стимулирует покупателей, а получаемый от увеличения количества продаж выигрыш с лихвой перекроет потери от уменьшения цены.

Все происходит наоборот при неэластичном спросе. Выручка и цена двигается в одном направлении. Уменьшение последней снижает общую выручку, поскольку не приводит к массовому расширению объема реализации. А при росте стоимости выручка возрастает, так как выигрыш от подорожания товаров перекрывает потери из-за относительно невысокого сокращения объемов продаж.

Хорошим примером является оплата услуг городского транспорта. При постоянном ее повышении неэластичный спрос снижается на незначительную величину, а выручка транспортников растет.

 

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.