Блокировка дифференциала — спасение на бездорожье

Каждому наверняка приходилось видеть кадры, как автомобиль, буквально по самую крышу покрытый грязью, штурмует бездорожье. Грязь, вода, камни – все летит в стороны из-под машины, но она упорно движется вперёд. Конечно, на это способен не каждый автомобиль. Возможность преодоления бездорожья закладывается в конструкцию машины, превращая ее в вездеход. Одна из таких особенностей – блокировка дифференциала.

Что же это за штука такая? В общем, ничего страшного в ней нет. Когда автомобиль движется прямо, у всех колес одна скорость. Но стоит автомашине войти в поворот, как скорость у них становится разной. Дело в том, что по внутреннему радиусу колесо проходит путь меньший, чем по внешнему радиусу.

Вот и получается, что колеса, расположенные на одной оси, должны двигаться с разной скоростью. А позволяет это выполнить такое устройство, как дифференциал. Не вдаваясь в его конструктивные особенности, надо отметить, что дифференциал передает к колесам от двигателя крутящий момент и при этом позволяет им крутиться с разной скоростью. Однако у существующих дифференциалов есть одна особенность – момент поступает туда, где меньше нагрузка. Если колеса, расположенные на общей оси, находятся в одинаковом сцеплении с дорогой, то передаваемый от двигателя момент между ними распределяется равномерно.

А вот если одно колесо будет находиться на скользком участке и начнет буксовать, то на него будет передаваться весь момент. И автомобиль просто не сможет тронуться с места, так как на остальные колеса, находящиеся в сцеплении с нормальным дорожным покрытием, крутящий момент не будет поступать. Чтобы избежать такой ситуации, и предусмотрена блокировка дифференциала.

Суть ее заключается в том, что момент, развиваемый двигателем, распределяется равномерно на все колеса, находящиеся на одной оси. Существуют разные варианты реализации такого технического решения. Есть вариант ручной, когда включается блокировка дифференциала своими руками, используя специальный рычаг. Есть вариант автоматической блокировки, она сама включается, когда колесо начинает буксовать. Но суть не меняется – при включении блокировка дифференциала позволяет обеспечить поступление крутящего момента на все колёса и преодолевать препятствие.

Особенно это востребовано при движении по бездорожью. Чаще всего такие блокировки ставят на внедорожниках и вездеходах. Можно даже сказать, что наличие блокировки является необходимым требованием для того, чтобы автомобиль был признан вездеходом.

Однако есть и ещё один вид блокировки, которой должен обладать настоящий автомобиль повышенной проходимости. Это так называемая блокировка межосевого дифференциала. Дело в том, что на внедорожниках чаще всего используется полный привод, то есть у него мощность от двигателя поступает на все колеса. Обычно для этого применяется раздаточная коробка, благодаря которой крутящий момент распределяется между задним мостом и передним.

Но полный привод сам по себе не является спасением. Здесь возможна та же ситуация, что возникает при пробуксовке колеса. Если начинает буксовать какое-то колесо, весь момент передаётся на него. Когда забуксует переднее колесо, то задние уже не смогут помочь преодолеть препятствие. Вот тогда помогает межосевая блокировка. При ее включении момент принудительно распределяется равномерно между осями, при пробуксовке задних колёс передние помогут преодолеть препятствие, и наоборот.

Блокировка дифференциала является обязательным требованием к автомобилю повышенной проходимости и позволяет преодолевать препятствия и неровности на бездорожье. При отсутствии блокировки любого типа преодоление бездорожья становится практически невозможным.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.