Система зажигания — это сложный комплекс электрических устройств, которые предназначены для воспламенения горючей готовой смеси в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), а также для обеспечения нормального их функционирования. Зажигание горючей смеси происходит от искры.
Этапы работы системы зажигания:
- первый – накопление и преобразование электрической энергии;
- второй – распределение полученной энергии по свечам зажигания;
- третий — образование искры;
- четвертый – воспламенение воздушно-топливной массы.
Главными требованиями к работе системы зажигания является:
- надежность, она должна обеспечивать непрерывное искрообразование;
- выработка напряжения;
- воспламенение смеси в каждом цилиндре.
Неисправность системы вызывает трудности при запуске и работе двигателя, которые заключаются в:
- невозможности либо трудности запуска двигателя;
- прекращении работы двигателя во время пропуска искрообразования в цилиндрах;
- детонации;
- сбоях в работе других систем.
Традиционная система зажигания ВАЗ использует стандартный распределитель, катушку зажигания, свечи, провода с высоким напряжением и источником питания 12 Вт.
В современных марках ВАЗ управление зажиганием осуществляется с помощью контролера, т.е электронного блока управления — ЭБУ. Это происходит, потому что функционирование угла опережения зажигания устанавливается в заводских условиях.
Механизм ДВС осуществляет работу по принципу — возгорание смеси воздуха с бензином в каждом цилиндре двигателя.
Система зажигания автомобиля, вне зависимости от марки, нуждается в сезонном периодическом техническом обслуживании.
Системы зажигания различаются по определению момента зажигания и по распределению по цилиндрам высоковольтной энергии.
Различаются следующие 3 вида систем зажигания, зависящие от способа управления процессом: контактная, электронная и бесконтактная система зажигания.
Первая — контактная система. Предусматривает управление распределением и накоплением энергии по цилиндрам через прерыватель-распределитель.
Вторая — бесконтактная система зажигания. Управление накоплением энергии осуществляется через транзитный коммутатор, который взаимодействует с бесконтактным датчиком подачи импульсов. Распределение тока осуществляется механическим распределителем.
Бесконтактная система зажигания позволяет уменьшать выбросы тяжелых металлов в атмосферу, снижает расход топлива, а также повышает мощность двигателя. Это происходит за счет более высокого напряжения разряда и качественного сгорания топливной смеси.
В устройстве бесконтактной системы зажигания находится катушка зажигания, источник питания, показатель импульсов, выключатель зажигания, коммутатор транзитный, регулятор опережения напряжения, провода с высоким напряжением, свечи, распределитель.
Бесконтактная система зажигания осуществляет работу по принципу: во время вращения шкива датчик-распределитель вырабатывает импульсы напряжения и переносит их на транзитный коммутатор, который создает в цепи импульсы тока. Когда ток прерывается, происходит индуцирование тока в последующей обмотке катушки зажигания, который передается на центральный контакт распределителя. Ток через катушку подается на свечи зажигания, в зависимости от порядка работы цилиндров двигателя. Свечи осуществляют воспламенение.
Третья — электронная система. Использует ЭБУ, посредством которого выполняется управление процессом распределения и накопления энергии. Среди существующих видов систем зажигания, электронная, является наиболее экономичной, экологически безопасной и надежной.