17 апреля для каждого любителя советских автомобилей наступила знаменательная дата. Ровно 75 лет назад испытали первый опытный 64 ГАЗ – авто в советском автопроме особенное. Несмотря на то что как бы формально самым первым и единственным в модельном ряду внедрожником считался ГА-61, именно с 64-й модели началась эпоха строительства полноприводных легковых автомобилей советского производства для народных масс.
История этой машины подается в несколько неправильном виде. Есть мнения специалистов и историков, что модель является плагиатом Bantam BRC 40, однако к этой технике советский 64 ГАЗ никоим образом не причастен. Несколько лет назад историкам удалось найти информацию, которая помогла восстановить самую полную картину разработки и постройки этого джипа.
Разрушение мифов
ГАЗ 61, который поступил на вооружение в 1939 году, планировался в качестве основного автомобиля для командования. Рассчитывали, что будет налажен выпуск многих тысяч экземпляров. Но, что-то пошло не так. В октябре 1940 года цех, в котором собирали силовые агрегаты ГАЗ-11, передали народному комиссариату авиационной промышленности. Так Красная армия осталась и без внедорожников, и без грузовиков ГАЗ -63.
Тех силовых агрегатов, что остались, хватит лишь на поддержку производства танков-разведчиков Т-40. Об автомобилях пришлось временно забыть.
Проблема решилась неожиданным образом. Главный разработчик внедорожных авто ГАЗ увидел статью в зарубежном журнале, посвященном автомобильной тематике. Так, в статье говорилось, что «Форд» конструирует грузовики «Пигмей», которые идут на вооружение армии США. Отсюда и опровержение, что 64 ГАЗ строился на базе моделей Bantam. В статье говорилось, что американский завод действительно поставил 70 автомобилей. Но информации о Bantam больше нет. Автор статьи пишет о Ford Pigmy. В статье было даже фото и технические характеристики. Именно этот американский внедорожник послужил образцом, с которого, как говорили впоследствии, была сделана копия — ГАЗ 64. Хотя насколько это можно считать копией, вопрос спорный. Версия о плагиате с «Бантама» полностью безосновательна.
Конструктор ГАЗ заинтересовался и самой моделью, и объемами поставок для армий США. В статье было сказано о цифре в 30 000 экземпляров. Это огромнейшая цифра. И вот в 1941 году в Наркомат Среднего Машиностроения приходит письмо с требованием собрать опытный образец по подобию модели из США. И вот началась работа.
Автомобиль был оснащен 4-цилиндровым двигателем мощностью в 42 л .с., полным приводом, колесной базой в 206 см, а также покрышками с повышенной проходимостью.
Характеристика
История автомобилей ГАЗ 64 официально началась 9 февраля в цехе экспериментальных производств предприятия. Нужно сказать, что технические характеристики и требования к внедорожнику смогли окончательно оформить лишь 22 марта, когда работы были уже почти закончены.
Так, полная длина внедорожника должна была быть не более 3100 мм, длина колесной базы – 2100 мм, высота по уровню капота – 970 мм. Что касается массы, то ее оценивали в 1000 кг, грузоподъемность же составляла 200 кг. Кузов рассчитывался на 4 человека.
Комплектации
Планировалось создать три комплектации. Так, предполагался командирский вариант, разведывательный, а также тягач для нужд артиллерии.
Для командования создавали кузов фаэтон. Он позволял обеспечить монтаж радиостанции. Для нужд разведывательных отрядов планировался такой же кузов, однако при этом в салоне устанавливали вертлюг для пулеметов. Тягач же хотели сделать в виде пикапа.
Значение унификации
Разработку первого отечественного джипа вел старший конструктор Грачев. Он хотел, чтобы все узлы 64 ГАЗ были унифицированы с другими моделями настолько, насколько это вообще возможно. Этот ход затем в значительной мере облегчил производство «шестьдесят четвертого».
Так, двигатель и КПП были взяты от ММ, раздаточная коробка от ГАЗ 61 была также использована после небольших модификаций. Передний мост также был взят у 61-го, но его пришлось немного доработать – укоротили полуоси и кожухи полуосей.
Те же доработки были сделаны и на мосту от ГАЗ-11. Колесные диски были взяты от ГАЗ М1, а шины – от ГАЗ А. Небольшая часть других узлов была взята от КИМ-10.
Грачев решил проявить инициативу и не стал строить кузова пикап и фаетон. Вместо этого на шасси была установлена тачанка с вырезами, которые выполняли функцию дверей. Первый образец не оснастили мягким складным верхом.
Первые испытания
В ходе испытания на полигоне ГАЗ 64, военный полноприводный автомобиль, показал себя хорошо, но технологии сборки требовали некоторых доработок. Машина была разобрана, и инженеры проанализировали состояние основных узлов. Был сделан вывод – опытный образец технологически сложный. Выпуск приостановили, началась война. Производство наладили в эвакуации, а джипы эти поставлялись на вооружение и с успехом использовались.
Особенности конструкции
Так, этот джип создавался на основе ГАЗ-61, но имел укороченную базу. Разницы в длине составляла 755 мм – за счет этого полноприводные авто смогло увеличить свою маневренность и проходимость. Короткая колесная база позволила инженерам уйти от применения промежуточного карданного вала, с которым были некоторые трудности.
Силовой агрегат от ММ пришлось немного доработать. Мотор подняли из-за высоко расположенных лонжеронов, при этом центр тяжести сместился вперед.
Недостатки
Советский полноприводной автомобиль ГАЗ 64 имел определенные недостатки. На его конструкцию пожаловались военные, когда испытывали тестовый образец на полигоне – что они только с ним не делали. Когда они решили проверить, умеет ли джип плавать, игрушку у них отобрали, а за это они написали разгромный вердикт.
Главный недостаток – конструкция передней подвески, которая отразилась на проходимости. Проблемы крылась в очень жестких листах, из которых были изготовлены рессоры – то стало причиной поломок. Имела эта конструкция и достоинства – на концах пакета рессор устанавливались мощные пальцы, отличающиеся высокой износостойкостью.
Далее не понравилось военным и галопирование при движении по бездорожью. Эта особенность стала причиной того, что внедорожник получил прозвище «козлик». Эффект этот был вызван короткой колесной базой, а также неправильными амортизаторами. Когда все это исправили, машина «козлить» перестала.
Что касается силовой части, то работа двигателя, КПП, раздаточной коробки, карданных передач была безотказной. Даже при некачественном топливе двигатель выдавал паспортную мощность.
Производство
В начале августа 1941 года с конвейера начали сходить первые партии внедорожников. К концу года было выпущено еще около 600 экземпляров. Также на шасси “шестьдесят четвертого” выпускали броневики БА-64. Закончили выпуск этих уникальных военных машин в 43 году.
Коллекционная ценность
Сейчас такие авто очень редко встречаются. На дорогах чаще можно увидеть ГАЗ 69, нежели ГАЗ 64. Цена джипа сегодня составляет около 500 000 рублей, в зависимости от состояния. Коллекционерам очень дорого обходятся работы по восстановлению первозданного вида – есть большие трудности с поиском и покупкой оригинальных запчастей и узлов, деталей оформления.
Популярны уменьшенные копии данных авто. Их можно купить в магазинах — они в точности повторяют оригинальный автомобиль.
Вот такой он, советский «Пигмей» или же первый отечественный джип-внедорожник, прародитель современных полноприводных автомобилей. А увидеть его вживую можно в автомобильных музеях или в личных коллекциях.