Правостороннее и левостороннее движение: история разделения и почему у одних так, а у других иначе

Правостороннее и левостороннее движение: история разделения и почему у одних так, а у других иначе

В наше время водители 53 стран мира перемещаются по левой стороне дороги, а в других 140 странах — по правой, и это создает целый ряд проблем после пересечения границы. Почему же дорожное движение отличается? Если мы обратимся к старинным правилам дорожного движения, то все встанет на свои места.

Простая статистика

Правостороннее и левостороннее движение: история разделения и почему у одних так, а у других иначе

А знаете ли вы, что около 85 % населения земли правши? Из этого следует, что на планете только каждый шестой человек является левшой. Существуют также люди, которых именуют как амбидекстеры — они одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой. На сто левшей и правшей приходится только один амбидекстер.

Исторические предпосылки к разделению движения

Правостороннее и левостороннее движение: история разделения и почему у одних так, а у других иначе

Давным-давно, до появления различных повозок человек перемещался при помощи своих ног. Как правило, никто не делал длительных переходов с пустыми руками, обычно брали с собой мешок с вещами и вешали его на правое плечо — так надежнее. С правой стороны, крестьяне вели свое животное или на правой стороне держали кошелек.

Кроме того, в средние века, во время перемещения на турнирах, рыцари также старались придерживаться правой стороны. Так было принято из-за расположения меча и щита в руках. А в обычное время они старались перемещаться ближе к левой стороне. Средневековые воины всегда держали меч на седле под правой рукой — так было сподручнее. Едва обнаружив опасность, его быстро вынимали из ножен и начинали сражение. Также, залезая на лошадь с левой стороны, всадник был вынужден вставлять соответствующую ногу в стремя, а правую перекидывать.

Левой стороны старались придерживаться и кучеры, которые управляли экипажами, стоит отметить, что далеко не все. До кучеров упряжками заправляли форейторы, которые сидели на запряженной лошади. Обычно они сидели на левой лошади, которая расположена ближе всего к повозке. Говорят, что именно на ней кучер хорошо чувствовал всех лошадей и мог их контролировать с помощью правой свободной руки. Также такое положение позволяло ему видеть всех лошадей со спины. Многоместным экипажем управляли немного по-другому, кучер сидел на первых конях с правой стороны для того, чтобы не задеть пассажиров хлыстом. Стоит отметить, что у римлян была такая же система размещения.

Римляне были приверженцами левостороннего движения

Правостороннее и левостороннее движение: история разделения и почему у одних так, а у других иначе

На данный момент у исследователей нет точных данных о том, на какой стороне раньше передвигались люди в тех уголках земли, где уже существовали дороги. Однако есть точные доказательства того, что римляне предпочитали придерживаться левостороннего движения. Например, во время раскопок в Уилтшире была откопана древняя римская дорога, которая вела на каменоломню. Если развернуться спиной ко входу, то можно увидеть, что левая сторона дороги более разбита, нежели правая. Логично, что на каменоломню заезжали пустые телеги, а выезжали переполненные по левому краю.

По левой стороне передвигались конницы во время совершения марша. Это подтвердила старая римская монета, на ней была изображена пара наездников, которые расходились друг от друга по левую руку.

Движение во Франции

Правостороннее и левостороннее движение: история разделения и почему у одних так, а у других иначе

Французские простолюдины были вынуждены передвигаться только по правой стороне дороги, а знатные люди перемещались на своих роскошных каретах по левой. Однако после революции аристократы для маскировки также стали ездить по правой стороне. Потом оказалось, что так удобнее, и это вошло в традицию.

После того как Наполеон завоевал много земель, постепенно начали вводить правостороннее движение. Так постепенно Испания, Швейцария, Голландия, Германия и Польша начали свое передвижение по правой стороне дороги. Стоит отметить, что страны, которые враждовали с наполеоновским режимом, сделали все наоборот и передвигались по левой стороне дороги.

Дорожное движение в Лондоне 260 лет назад

Правостороннее и левостороннее движение: история разделения и почему у одних так, а у других иначе

В один момент в Великобритании обнаружили, что происшествия во время движения на дорогах стали учащаться, и в 1756 году было решено ввести правило, которое призывало передвигаться исключительно с левой стороны. Нарушителям грозил серьезный штраф за его несоблюдение.

Кроме того, левостороннего движения придерживались и в колониях Англии — в Австралии, Индии, Пакистане. Штрафы за нарушения также распространялись и на колонии.

А как насчет России?

Правостороннее и левостороннее движение: история разделения и почему у одних так, а у других иначе

За нарушение правил движения в дореволюционной России серьезно штрафовали. Правостороннее движение в нашей стране развилось еще во времена Петра Первого, однако официально оно было введено императрицей Елизаветой. Только в 1752 году она решила издать Указ о том, чтобы все наездники придерживались правой стороны на дороге. В это же время и появились правила дорожного движения в России.

Как вы видите, правой стороны во время движения придерживаются и сегодняшние водители автомобилей. А вот в большинстве других государств правила перемещения постоянно менялись.

Какие страны решили перейти на правую сторону дорожного движения

Правостороннее и левостороннее движение: история разделения и почему у одних так, а у других иначе

В 18-м веке Франция оказывала огромное давление на многие государства. Некоторые страны, которые были в союзе с Англией, решили отказаться от привычного левостороннего движения и перешли на правую сторону дороги. После того как США полностью освободилась от властвования Великобритании, они решили изменить привычное движение.

Последнее государство Европы, в котором отказались от левостороннего движения, — это Швеция. Процесс перехода происходил очень интересно. В 1967 году власти разработали серьезную программу, запустили рекламную кампанию в журналах, газетах, новостях, а также написали дату даже на женских бюстгальтерах и трусиках. И вот, третье сентября, или же «день Н», настал, и в пять утра все водители внезапно остановились, сменили полосу движения, и отныне Швеция стала страной с правосторонним движением.

Некоторые африканские государства также решили пойти по европейским стандартам и перейти на правостороннее движение, например, Гана, Гамбия и Нигерия дружно встали на правую сторону дороги ввиду своего близкого расположения.

В 1946 году Корея, после того как избавилась от японской оккупации, также перешла на правостороннее движение. Стоит отметить, что некоторые страны, в которых водители также перемещались по правой стороне дороги, со временем переходили на «левую сторону».

Правостороннее и левостороннее движение: история разделения и почему у одних так, а у других иначе

Мозамбик — государство, которое соседствует с бывшими английскими колониями, совсем недавно осуществило переход на левостороннее движение. Маленькое государство Самуи решило перейти на левую сторону дороги по причине того, что сюда преимущественно привозили машины, руль в которых находится с правой стороны.

Кроме того, интересный факт заключается в том, что в некоторых регионах России много водителей перемещаются на праворульных машинах: на Камчатке, в Магадане и Хабаровске леворульные автомобили — это настоящая редкость. Водители быстро адаптировались к праворульным и без особых происшествий передвигаются по правой стороне дороги.

Правостороннее и левостороннее движение: история разделения и почему у одних так, а у других иначе

Также во Владивостоке решили провести эксперимент и на двух улицах ввели левостороннее движение, но со временем его признали неудачным и прекратили. В Москве и Санкт-Петербурге также есть некоторые участки дороги с левосторонними разъездами.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.