Для этого нужны были животные или желающие заработать люди. Как в прошлые времена буксировали лодки и баржи вверх по рекам

Для этого нужны были животные или желающие заработать люди. Как в прошлые времена буксировали лодки и баржи вверх по рекам Публикации и написание статей

Бурлацкая тяга была одним из самых дешевых видов транспортных услуг. В нашей стране ее запретили только в 1929 г. Бурлаков нанимали перед началом речного судоходства, как правило, это происходило в Нижнем Новгороде, Саратове, Рыбинске и Киеве. Неофициальной «столицей бурлаков» считался Рыбинск.

Для этого нужны были животные или желающие заработать люди. Как в прошлые времена буксировали лодки и баржи вверх по рекам

Использование бурлаков в разных странах

Хотя об этом мало кому известно, но перемещение судов по реке при помощи людской тягловой силы использовали не только в России. Этот труд был распространен в самых разных странах. Бельгия, Нидерланды и Франция использовали бурлаков для речного судоходства до 1930-х годов. В Германии бурлаков перестали использовать со второй половины 19-го столетия. В Австро-Венгрии этот труд отменили в середине 19-го века. В Европе, как правило, на эти работы отправляли каторжников или преступников, приговоренных к смертной казни.

Для этого нужны были животные или желающие заработать люди. Как в прошлые времена буксировали лодки и баржи вверх по рекам

Особенности работы

Большинство бурлаков были крепостными или крестьянами, которые были связанными феодальной системой с работой на поместье своего хозяина. Но многие люди шли работать добровольно, чтобы заработать денег. Среди бурлаков были как профессиональные, так и случайные люди.

Для этого нужны были животные или желающие заработать люди. Как в прошлые времена буксировали лодки и баржи вверх по рекам

Первых было намного меньше, но они работали всю жизнь и хорошо знали тонкости работы. Кроме них хорошо ценились и крестьяне. Такие хорошие бурлаки за сезон могли заработать столько денег, что это позволяло вместе с семьей спокойно пережить зиму. Однако большая часть бурлаков — так называемые лихие люди, безработные горожане или бродяги. Они и получали меньше, и часто пропивали деньги, получив аванс, и дальше работали только за еду. Работали в течение всего светового дня. Несмотря на тяжелые условия, желающих работать было очень много.

Баржи тянули не только по берегу, но и при помощи специального барабана. При этом бурлаки, выбирая канат, перемещались по барже, от носа к корме. В некоторых случаях на больших баржах трос наматывали при помощи лошадей.

Потребность в баржах закончилась в 19-м веке с ростом и развитием пароходов. Уже в середине этого столетия бурлаков стало меньше на 500 тысяч, однако 150 тысяч человек еще продолжали работать. К началу 20-го века бурлаки в основном исчезли.

Для этого нужны были животные или желающие заработать люди. Как в прошлые времена буксировали лодки и баржи вверх по рекам

Бурлаки в искусстве

Лучше всего эту профессию знают по картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Художник отдыхал в Санкт-Петербурге, когда впервые увидел, как мужчины и женщины тянут по Неве баржи. Репин был настолько ошеломлен этим зрелищем, что отправился на Волгу, чтобы посмотреть, как работают эти люди, и запечатлеть их на своем полотне. Эта картина стала одним из самых знаменитых произведений Репина.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.